Понедельник, 22.04.2024, 10:17


Наша Таня или случай в автобусе
 
На днях в Израиле произошёл громкий скандал с участием нашей соотечественницы, потребовалось вмешательство властей самого высокого уровня.
 
16 декабря жительница Ашдода, 28-летняя Татьяна Розенблит на рейсовом автобусе одной из частных компаний-перевозчиков ехала в Иерусалим. Но вместо спокойного путешествия Татьяну ждали оскорбления со стороны израильских ультраортодоксов, садившихся в тот же автобус. Потребовав у женщины пересесть, они получили отказ. Как водится, обе стороны по-разному описывают происшествие. В конфликте попытался разобраться Евгений Наумов.
 
Сначала – небольшое предисловие для российских читателей, не знакомых с израильскими реалиями. Лет десять-пятнадцать назад часть местной ортодоксальной общины пришла к выводу, что благочестивый еврей не может ездить в обычном автобусе, где мужчины сидят вместе с женщинами, поскольку-де это противоречит законам скромности. Для решения этой проблемы некоторые раввины предлагали выделить для слабого пола отдельные автобусы. Однако эта идея оказалась технически слишком сложной, поэтому в качестве компромисса была принята иранская модель, когда мужчины сидят в передней, а женщины – в задней части автобуса (в некоторых случая мужчины и женщины также входят в разные двери). Подобная практика принята сегодня во всех частных компаниях, обслуживающих ультра-ортодоксальное население.
 
Однако ревнителям благочестия этого кажется мало, и они настаивают, чтобы эти правила распространялись и на обычные рейсовые автобусы, обслуживающие районы с соответствующим населением. Здесь, правда, коса нашла на камень: после громких протестов женских и правозащитных организаций автобусный кооператив «Эгед» официально запретил «сегрегацию». Однако поскольку ультра-ортодоксы твёрдо верят, что с ними Бог, на «своих» рейсах они регулярно пытаются наводить свои порядки, требуя от женщин не садиться рядом с мужчинами (даже если других мест в автобусе нет) и/или перейти в заднюю часть автобуса.
 
Подобная история произошла утром 16 декабря, когда жительница Ашдода Татьяна Розенблит вошла в 451-й междугородний автобус, следующий в Иерусалим, и села на сиденье за спиной водителя, чтобы тот смог подсказать ей нужную остановку. Сначала всё было чинно и благородно. Однако затем одному из благочестивых пассажиров показалось неуместным сидеть за спиной у женщины, и он потребовал у Тани пересесть на женскую половину. Она отказалась, и начался скандал, в ходе которого зачинщик не позволял закрыть дверь и ехать дальше. Водитель вызвал полицию. Приехавший полицейский спросил у Тани, не согласна ли та пересесть, и услышав, что нет, высадил скандалиста, после чего автобус тронулся дальше.
 
Подобные скандалы случаются на «религиозных» линиях едва ли еженедельно. Однако тут благочестивцам не повезло: Таня оказалась работницей СМИ, ведущей довольно популярный блог на английским языке. Поэтому сообщение об инциденте в ашдодском автобусе вскоре было опубликовано во всех израильских газетах.
 
Объясняя мотивы своих действий, Татьяна, в частности, пишет, что выросла в Израиле, отслужила в армии, закончила университет – и главное, с детства её учили тому, что свобода – одно из основных прав человека. Поскольку русскоязычные израильтяне традиционно недолюбливают ультраортодоксов, особенно когда те пытаются навязывать представления о добре и зле всему обществу, на «русской» улице Танин поступок вызвал почти всеобщее одобрение. Едва ли не громче всех аплодировали жители Ашдода, где в последние годы периодически возникают серьёзные трения между светскими и религиозными жителями. К примеру, в прошлом месяце несколько городских районов на сутки остались без воды, поскольку ортодоксы не позволили починить водопровод, сломавшийся в субботу, что, естественно, вызвало недовольство у остальной части города.
 
Интересно и то, что в своих блогах Танин поступок решительно поддержали многие русскоязычные религиозные женщины, недовольные нравами, царящими в последние годы в ультраортодоксальных общинах. Писательница Анна Файн, живущая в Бней-Браке (городе, считающемся бастионом ультраортодоксии), написала: «Я ненавижу кошерные автобусные линии. Выглядит это так: мужики вальяжно сидят на первых сиденьях, а тетеньки с баулами, беременными животами и младенцами теснятся, стоя в хвосте автобуса. Тетеньки молчат, но я думаю, что дома, вдали от посторонних глаз, они высказываются. Поэтому что это не то, чтобы бьёт по статусу женщины. Это просто неудобно. В "Эгеде” ездят все, и нечего народ баламутить. Так что наша Таня не зря горько плачет на весь автобус. Тише, Танечка, не плачь, thank you, Tanya, very much».
 
Разумеется, нашлись и те, кто, узнав о Таниной профессии, обвинил её в сознательной провокации, якобы устроенной по заданию левых СМИ, всегда готовых ущучить ультраортодоксов. Однако их голоса утонули во всеобщем возмущённом хоре. Как метко заметил религиозный поселенец и многодетный отец, хорошо знакомый автору этих строк: «Данная конкретная Таня может быть хоть вымышленным героем русских народных сказок – проблема от этого не исчезнет. Свинское поведение ультраортодоксов в общественном транспорте известна и обсуждается не первый год».
 
Газеты уже успели окрестить Таню Розенблит израильской Розой Паркс. При всём сходстве ситуации подобная аналогия (пока) всё-таки неуместна. В истории с Розой, произошедшей, напомню, в 1955 году в Монтгомери, штат Алабама, водитель вызвал полицию после отказа негритянской девушки пересесть. В случае же с Таней – после скандала, устроенного ревнителем благочестия.
 
Диаметрально противоположными оказались и действия представителя власти: Паркс арестовали, тогда как Таня доехала до места назначения, а покинуть автобус пришлось именно зачинщику скандала. Так что говорить о превращении Израиля в Иран, слава Богу, пока ещё рано. Однако это не означает, что у светских израильтян нет повода для беспокойства. Взгляды ревнителей благочестия со временем становятся всё более радикальными – те же раздельные автобусы лет тридцать назад казались дикостью, сегодня же это считается нормой. К тому же ультраортодоксальная община стремительно растёт, поэтому в Израиле появляются всё новые религиозные кварталы и даже поселения.
 
И, наконец, самое главное – на территории, которую ультраортодоксы считают своей, им свойственно наводить свои порядки, не слишком считаясь с государственным законодательством. Так что история «нашей Тани» – лишнее напоминание, что светским израильтянам придётся серьёзно бороться за свои права и своё достоинство. Иначе в один прекрасный день они рискуют проснуться в стране, где им будет очень и очень неуютно.
 
Автор: Евгений Наумов, Израиль
Источник: http://www.russkiymir.ru
 
Меню сайта
Наш опрос
Где вы про нас узнали?
Всего ответов: 230
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Русский Топ
Русские линки Германии
Русскоговорящая Европа - каталог русскоязычных фирм и специалистов Европы
Дети сети... Родительский веб-портал о детях
WOlist.ru - каталог качественных сайтов Рунета
Безопасность знакомств
Женский журнал Jane


Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz