Четверг, 18.04.2024, 05:14


Зоя Лагеркранц - автор уникального портрета королевы Швеции
 
Нашу соотечественницу помнит и чтит шведская монархия

Королева Швеции Сильвия помнит и чтит замечательную русскую художницу и свою собеседницу недавних лет Зою Лагеркранц, автора уникального портрета супруги шведского монарха. В одном из своих интервью королева Сильвия отметила: "Зоя была особенной женщиной. У нее были теплые чувства к России. Я думаю, что до самого последнего дня она ощущала себя истинно русским человеком. Это была потрясающая леди. С ней было замечательно разговаривать – она так много знала, была такой высокообразованной женщиной, говорила на многих языках, но она всегда была русской и гордилась этим".

Зоя Лагеркранц прожила немалую часть полной драматических событий 97-летней жизни в Швеции. Именно здесь к ней пришла мировая известность. А до этого были – Патриотический институт при Смольном, революция, учеба у Кандинского во ВХУТЕМАС, знакомство с Сергеем Есениным, камера на Лубянке.
 
Неповторимый талант Зои Лагеркранц, высочайшая образованность и богатейший жизненный опыт привлекали к ней не только известных русских эмигрантов, но и шведское высшее общество, включая королевскую семью, видных людей ХХ века.

В своем творчестве художница-ювелир постоянно обращалась к России, ее людям, ее природе, церквам. Рисуя в японской технике, она использовала традиции классической и византийской мозаики, персидской миниатюры, икон и лаковой миниатюры Китая и Японии.

Журналист Николай Вуколов вместе с депутатом Госдумы Константином Косачевым написал книгу "Шведская мозаика русских судеб на фоне золота". Долго проработавший в стокгольмском отделении ИТАР-ТАСС Николай Вуколов много общался со шведской художницей русского происхождения Зоей Лагеркранц - записи их бесед и явились основой книги.

Возникает вопрос: что за золото и при чем оно тут? Дело в том, что Зоя Лагеркранц писала по золотой амальгаме. Мастерство это крайне редкое, но, несомненно, и без него личность художницы и ее долгая 97-летняя биография достойны внимания. Жизнь Зоя Васильевна сумела выстроить себе яркую, полную захватывающих событий. Была она дамой изобретательно находчивой, с великолепным чувством юмора, что скрашивало взрывной колючий характер. Вращалась в высшем свете - вначале петербургском, затем европейском: в Швеции ее опекала лично королева страны. А попала сюда восемнадцатилетняя Зоя в 1921 году, выйдя замуж за лидера шведских коммунистов Карла Чильбума. Он написал об этой "свадьбе в революционные дни" в своих мемуарах.
 
Чудом - через Лозинского, Радека, Литвинова, Чичерина и Коллонтай, оформив документы, молодожены прибыли в Стокгольм накануне Рождества. "Это было первое чисто шведское Рождество в жизни Зои, - вспоминал Чильбум. - А с годами она и сама стала великой шведкой". Безусловно, помог ей в этом архитектор Лагеркранц - застенчивый тихий аристократ - главная любовь русской Зои. С Чильбумом же, который выполнил свою роль, вывезя ее за границу, она быстро рассталась. Зоя всегда была практичной и действовала решительно.

В прошлом копаться не любила, однако она тоже оставила воспоминания о былом, которые назвала "Мои русские дни". В Петербурге Зоя была вхожа в дом Матильды Кшесинской, с сыном которой дружила, во ВХУТЕМАСе занималась у Василия Кандинского, чьи "странноватые" уроки живописи она описывает: например, как Кандинский во время занятий включал граммофон с классической музыкой или как он на третье занятие уносил от студентов "натуру", предлагая работать по воспоминаниям, и многое другое. Именно от него юная ученица усвоила, что истинное произведение рождается "из художника" таинственно-мистическим образом, дальше отправляясь в абсолютно самостоятельную жизнь и участвуя в создании духовной атмосферы.

В такой вот атмосфере Зоя Васильевна, не расставаясь со своими картинами, пребывала до последних дней. Картины, кстати, отлично раскупались. Ей заказывали "золотые" портреты знаменитости ранга Майи Плисецкой или супруги иранского шаха. Она обожала вернисажи и уже на десятом своем десятке сумела устроить персональную выставку в Москве. Отзывы о ее творчестве тогда прозвучали полярные: от "лубок, детский сад, никакого искусства" до "совершенно изумительно и прекрасно"...Что ничуть не смутило хорошо знавшую себе цену Зою Лагеркранц. Истории ее картин тоже необычны и причудливо переплелись с судьбами людей, встречавшихся ей на пути. Это, собственно, и составляет канву книги Николая Вуколова и Константина Косачева. Она не только о Зое, а и о многих других наших соотечественниках, оказавшихся по тем или иным причинам за границей. Жизнь их сложилась очень по-разному, но весьма живописно.
 
Зои Лагеркранц не стало 22 ноября 1999 года. Она ушла из жизни в Швеции, как и ее великая соотечественница – Софья Ковалевская.
 
По материалам ИТАР-ТАСС
Меню сайта
Наш опрос
Где вы про нас узнали?
Всего ответов: 230
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Русский Топ
Русские линки Германии
Русскоговорящая Европа - каталог русскоязычных фирм и специалистов Европы
Дети сети... Родительский веб-портал о детях
WOlist.ru - каталог качественных сайтов Рунета
Безопасность знакомств
Женский журнал Jane


Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz