«Змея подколодная»...
Библиотека современной детективной прозы пополнилась новым русским бестселлером от издательства STELLA (Германия), «авантюрным» романом Томы Блюм «Змея подколодная», и следует сказать, в своем жанре произведением исключительно удачным.
Несмотря на кажущуюся прямолинейность названия с оттенком этакого былинного фольклора, нахожу его абсолютно точно найденным автором и не оставляющим сомнений в том, что все шокирующие события романа происходят в российской действительности.
Надо отметить, что при неизменно высоком рейтинге этого самого популярного и читаемого литературного жанра, оригинальный русский детектив все-таки отличается от детектива зарубежного тем, что в нем преобладает не «экшен», не детективное расследование, хотя всего этого в романе хватает с избытком, а человеческий фактор: совершение и причины преступлений более связаны с парадоксальными поступками «загадочной русской души», способной, как известно, вытащить кошку из пожара и тут же убить соседа, укравшего с огорода ведро картошки…
Именно человеческий фактор определяет психологическую и детективную основу напряженнейшего сюжета «Змеи подколодной», сюжета, в котором не тонкая аналитическая работа криминалистов, а драматические события, опасные ситуации, нелепые случайности, связанные цепочкой безжалостных и циничных интриг, в огромной степени способствуют раскрытию потрясающих своей обыденностью преступлений и решают печальную судьбу персонажей книги. Словом, авантюрный роман Томы Блюм — это жесткая криминальная драма в добротном литературном воплощении, а по тягостному ощущению безнадежности, пронизывающей все сферы социума, роман можно классифицировать как отечественный «нуар».
Действие романа происходит в наши дни в одном из «провинциальных», по столичным меркам, городов современной России. Красивая и обаятельная молодая женщина Ирина Васютина, окончившая журфак местного университета, после безуспешных попыток найти достойную её имиджа работу по специальности, решительно стряхнув с себя скуку и рутину «правильной жизни», намеревается сделать быструю карьеру другим путём, с помощью оружия, которым она владеет в совершенстве — изворотливого ума, в котором преобладает порочная фантазия, своей неотразимой внешности и полного отсутствия морали.
Дверь в «легкую и красивую» жизнь ей открывает бывшая одноклассница Нателла Петрова, преуспевающая ныне владелица модного рекламного агентства, предложившая Ирине работу. Полная решимости и уверенности в себе, Васютина начинает свою «шахматную партию». Новые знакомства, нужные связи, интриги и неизбежные падения: в постели, на бильярдные столы, на шикарные кабинетные диваны... Перед ней открываются двери дорогих ресторанов, стеклянных банков, роскошных офисов, но за этими дверями её ждёт мир шантажистов, преступников и извращенцев. Смело, сказал бы — по-чеховски хладнокровно, и предельно натуралистично изображает автор жуткую атмосферу криминального мира, в котором буйствуют пороки, жестокость, алчность, шантаж и убийства.
Но Ирина упорно, шаг за шагом, идёт к своей цели — ей нужны деньги. Однако, не обладая опытом, она совершает одну ошибку за другой, а затем попадает в круговорот преступлений, и не в силах выбраться из него, тонет...
То, что одна из главных героинь романа — отрицательный персонаж, безусловно, авторская удача. Не только потому, что это колоритный и неоднозначный образ, но и потому, что автор не просто «наказывает» её, а предлагает читателю разобраться в психологических нюансах её противоречивого характера, в причинах, толкающих женщину на преступления.
К главным действующим лицам романа относятся ещё два персонажа – Нателла Петрова и Андрей Бугров, люди порядочные и предприимчивые, шефы рекламного агентства, ставшие жертвами интриг коллеги-авантюристки, но прежде всего жертвами собственной доверчивости и безволия. Доверившись Ирине Васютиной, «пригрев змею на своей груди» — как говорят в народе, они оба невольно оказались втянутыми в водоворот её преступных интриг и, лишившись всего и желая восстановить справедливость, попали в злоключения, едва не стоившие обоим жизни: Нателла — в лапы одержимого навязчивой идеей маньяка, Андрей — в психиатрическую лечебницу...
Тонкая интрига сюжета, неожиданные повороты и динамичная смена событий превращают роман в напряженный и захватывающий триллер, действие которого разворачивается на фоне непредсказуемой российской действительности, впечатляюще отображенной автором. И хотя в нем много тщательно выписанных откровенных эротических сцен, сцен насилия и жестокости, тем не менее, главное в романе — детективно-драматический сюжет, подвергающий резкому осуждению распущенность нравов и затрагивающий проблемы из жизни страны на рубеже двадцать первого века.
За фасадом «достижений современной цивилизации» прячутся рутина и безнадега существования простых людей (шокирующие сцены в психиатрической больнице) с одной стороны, а с другой — мир больших денег и власти, в котором «можно всё»; мир криминальных отношений, которые стали нормой жизни, где размыты границы порока и добродетели, верности и предательства, любви и преступлений; мир, в котором человек лишь маленькая деревянная фигурка на шахматной доске, а его жизнь — ничто.
Безусловно, это остросюжетное произведение продолжает литературную традицию криминально-детективного жанра, однако это не детектив и не авантюрный роман в чистом виде — перед нами потрясающая своим драматизмом и хитросплетениями история судеб людей, попавших в преступный лабиринт, выбраться из которого возможно лишь ценой жизни...
Роман рассчитан на взрослую читательскую аудиторию.
Анатолий Сигалов, журналист, литератор, член МГП.