Жемчужина МХАТа начала ХХ века
В исторической галерее МХАТа портрет Марии Николаевны Германовой (урожденной Бычковой, в замужестве Калитинской) появился совсем недавно. Ее имя перестали упоминать на театральных юбилеях еще с середины 1920-х годов, после того, как актриса оказалась в эмиграции. Между тем ученица Немировича-Данченко Германова, закончив в 1902 году Школу Художественного театра, проработала в нем 17 лет. Она создала по-своему неповторимые образы Софьи в "Горе от ума", Ольги в "Трех сестрах", Грушеньки в "Братьях Карамазовых", Лизы в "Живом трупе" и другие.
Немирович-Данченко восхищался талантом молодой актрисы, а Станиславский напротив – недолюбливал ее за замкнутость характера. Случалось, что два основателя Художественного театра даже ссорились друг с другом из-за Германовой.
Так получилось, что в 1919 году актриса вместе с гастролирующей по России театральной труппой Качалова оказалась в обозе отступающей из Харькова Белой армии. Вместе с деникинскими частями артисты попали за границу.
Оказавшись в чужих странах, Германова не оставила театр, выступала на сценах в Германии, Чехословакии, Франции, США.
В Германии актриса имела большой успех (ее называли "русской Дузе"), когда поставила в Немецком театре "Короля темного чертога" Р.Тагора. Там же она принимала участие в отдельных спектаклях "Качаловской группы" Московского Художественного театра.
В Чехословакии более шести лет просуществовал ее собственный театр под названием "Пражская группа". В США Германова несколько лет занималась преподавательской работой в объединенной школе Института театрального искусства, основанного еще одним выходцем из Художественного театра – Ричардом Болеславским. Все это время Германова старалась не терять связи со своим бывшим театром, вела переписку с артистами, старалась повидать их, когда те выезжали на зарубежные гастроли. Но многие отказывались от таких встреч, опасаясь за свою безопасность по возвращении на родину. В частности, так поступил, находясь в Париже, Немирович-Данченко.
Сама Германова очень любила Россию и надеялась, что когда-нибудь туда вернется. Она никогда не называла себя эмигранткой. Я беженка, говорила она. Актриса умерла от рака в Париже в 1940 году в возрасте 56 лет.
Весь архив Германовой оказался у ее подруги-переводчицы Эвери Плащик. Во время войны она переехала в Швейцарию, там вышла замуж и позже уехала на постоянное жительство в США. О существовании архива Германовой недавно стало известно Генконсульству России в Нью-Йорке и, с согласия Плащик, было решено передать его в музей МХАТа.
По материалам ИТАР-ТАСС
Немирович-Данченко восхищался талантом молодой актрисы, а Станиславский напротив – недолюбливал ее за замкнутость характера. Случалось, что два основателя Художественного театра даже ссорились друг с другом из-за Германовой.
Так получилось, что в 1919 году актриса вместе с гастролирующей по России театральной труппой Качалова оказалась в обозе отступающей из Харькова Белой армии. Вместе с деникинскими частями артисты попали за границу.
Оказавшись в чужих странах, Германова не оставила театр, выступала на сценах в Германии, Чехословакии, Франции, США.
В Германии актриса имела большой успех (ее называли "русской Дузе"), когда поставила в Немецком театре "Короля темного чертога" Р.Тагора. Там же она принимала участие в отдельных спектаклях "Качаловской группы" Московского Художественного театра.
В Чехословакии более шести лет просуществовал ее собственный театр под названием "Пражская группа". В США Германова несколько лет занималась преподавательской работой в объединенной школе Института театрального искусства, основанного еще одним выходцем из Художественного театра – Ричардом Болеславским. Все это время Германова старалась не терять связи со своим бывшим театром, вела переписку с артистами, старалась повидать их, когда те выезжали на зарубежные гастроли. Но многие отказывались от таких встреч, опасаясь за свою безопасность по возвращении на родину. В частности, так поступил, находясь в Париже, Немирович-Данченко.
Сама Германова очень любила Россию и надеялась, что когда-нибудь туда вернется. Она никогда не называла себя эмигранткой. Я беженка, говорила она. Актриса умерла от рака в Париже в 1940 году в возрасте 56 лет.
Весь архив Германовой оказался у ее подруги-переводчицы Эвери Плащик. Во время войны она переехала в Швейцарию, там вышла замуж и позже уехала на постоянное жительство в США. О существовании архива Германовой недавно стало известно Генконсульству России в Нью-Йорке и, с согласия Плащик, было решено передать его в музей МХАТа.
По материалам ИТАР-ТАСС