Великие женщины xx века. Гала.
«Русские женщины – загадочный и удивительный источник вдохновения! Какой органичный сплав простодушия и ума, сдержанности и раскованности, нежной любви и порока...», - так говорил молодой художник, знающий в этом толк, рисуя обнаженную натуру маслом. Звали художника Сальвадор Дали. Позирующую ему женщину звали Гала. И она была женой художника. Об этой самой экстравагантной «гениальной паре» написано много книг. Да что там книг! Почти все серьезные монографии по искусству XX века, пытаясь проникнуть в тайны жизни и загадки успеха «сумасшедшего гения», не обходят стороной отношения Сальвадора Дали и его жены Галы.
Конечно, во все времена любимые женщины вдохновляли художников и поэтов на создание самых лучших своих творений: Беатриче – Данте, Лаура – Петрарку, Саския – Рембрандта, Елена – Рубенса, Йоко Оно – Леннона, Модильяни творил, черпая вдохновение у Жанны Эбютерн... Но Гала превзошла их, превратив своего рефлексирующего и робкого рисовальщика в грандиозного живописца столетия, отдав ему все, кроме, разумеется, его собственного таланта. Интересно? Тогда вперед!
ГАЛА И ДАЛИ. АНАТОМИЯ ЛЮБВИ
Русская эмигрантка Елена Дьяконова-Девулина, по прозвищу Гала, была старше Дали на 10 лет и на момент их встречи была женой знаменитого французского поэта-сюрреалиста Поля Элюара.
Сюрреалисты в своих манифестах призывали к разрушению буржуазного общества, своим искусством и особенно поведением демонстративно эпатируя привычные устои и общественную мораль. Свободная любовь для них была нормой, а на ревность было наложено табу.
Гала была настоящей «музой сюрреализма». Элюару нравилось, что его жена бесконечно доказывала свою сексуальную притягательность и независимость беспорядочными связями. Одним из ее ранних «фаворитов» был художник Макс Эрнст, ярчайший представитель дадаизма. Очевидно, в объятия Дали ее подтолкнул заботливый муж.
Знакомство и отношения с Галой были потрясением не только для самого Дали и его добропорядочной испанской семьи, но и для современников. Описывая их встречу, великий кинорежиссер Луис Бунюэль, друживший тогда с Дали, употреблял такие слова, как «преображенный», «помешанный», «околдованный»... Поражала и сама Гала, променявшая приличное общественное положение, комфорт и роскошь на жизнь в рыбацкой лачуге захолустной испанской бухты Порто-Лигата.
Что их свело? Как случилось, что не очень красивая и немолодая женщина сумела не только покорить, вдохновить и удержать красавца Дали, но и пройти с ним рука об руку всю жизнь? Как она «просветила его на гениальность»?
Без Фрейда тут не обойтись (кстати, Зигмунд Фрейд был кумиром художника). Сальвадор Дали был странной и одиозной фигурой в обществе. Будучи студентом Мадридской Академии Сан-Фернандо, он высокомерно хамил преподавателям, публиковал откровенно скандальные художественно-критические эссе, потрясал публику двусмысленными картинами с непристойными деталями, шокировал своим экцентричным поведением и одеждой. Из Академии, понятно, он был изгнан. Но все это было прикрытием его потаенной жизни, в которой он был закомплексованным «маленьким мальчиком», мучимым робостью, боящимся женщин, разрывающимся между желаниями и страхом.
Можно сказать, что Гала пришла к нему, увлекла и повела по дороге любви. В книге «Тайная жизнь» Дали признавался, что до встречи с ней был девственником и она спасла его от подстерегающего безумия. Он связывал с ней все свое творчество, подписывал свои картины «Гала Дали», воспевал ее в стихах, посвящал ей все свои литературные сочинения.
Как создателю «параноидно-критического метода» в искусстве, ему были очень близки ее бесконечные колебания «между сумасшествием и ясностью ума». У Галы были красивые руки, точеные ноги и ее пружинистая походка заставляла мужчин оборачиваться. Лицо не было красивым, нос был чуть длинноват, что вместе с близко посаженными глазами делало ее похожей на птицу. Пристальный взгляд ее обладал магнетической силой, сокрушающей все преграды.
Одна современница писала: «Своими узкими глазками Гала могла заглянуть в любую душу». Сохранился рисунок Макса Эрнста того периода, который назывался «Гала-гарпия» и в точности отражал ее внешность. Хименес Кабальоро, владелец журнала «La Gaseta Literaria», куда Гала приносила статьи и рисунки мужа, называл ее «натянутой и паукообразной»... Но это – злые языки, и пусть их.
Долго, даже слишком долго супруги Дали жили бедно. Но некогда капризную Галу трудно было узнать: она отдавала всю себя мужу, почти сомнабулически двигая его талант к ясной цели и при этом делая все, чтобы их жизнь была похожа на счастье. Цель, впрочем, ее была проста – сделать Дали знаменитым художником.
На ней лежали практически все проблемы быта, редакционная почта и организация выставок. Оставаясь в тени, она активно – где предъявляя веские аргументы, а где бессовестно соблазняя мужчин, – продвигала своего гениального мужа, обладая таким талантом менеджера, который мог бы заставить побледнеть от зависти любого рекламного агента.
Гала устраивала вернисажи, выступления и выставки мужа везде – от крохотных испанских галерей до самых престижных салонов Европы. Необыкновенные картины Дали вызывали бурю восторгов и споров. Художник приобрел известность и на него как из рога изобилия посыпались заказы, слава, деньги.
После европейского триумфа супруги отправились в Америку, где работы «экстравагантного живописца» стали настоящей сенсацией. Гала занималась продажей картин, а Дали читал лекции о сюрреализме, о рождении образов «из глубин подсознания», потом они устраивали свои знаменитые вечеринки, на которые гости являлись в костюмах из своих любимых снов.
Пресса 1935 года захлебывалась от восторженных эпитетов этой восхитительной «марсианской паре». Что говорить! Сюрреализм, озвученный и проиллюстрированный семейством Дали, стал реальностью. Но ведь именно Гала сделала из Сальвадора Дали того «гиганта, которым он стал» в искусстве, да и в жизни тоже – избавив его от сексуальных комплексов.
Ее амбиции, практический ум и невероятная решимость стали основными качествами для его продвижения к славе. Через двадцать лет со дня знакомства со «своей Музой» Дали стал одним из известнейших и богатейших художников мира. К этому времени он написал десятки портретов жены, самые известные из которых – «Галарина», «Леда», «Мадонна Порто-Легата», где он изобразил ее богиней, никак не меньше.
Это была любовь, редкая в супружестве, но обвенчаться они смогли только через тридцать лет, после смерти Поля Элюара, поскольку церковный брак Галы с поэтом не позволял им сделать этого при его жизни.
Вот так: сюрреалисты, ниспровергатели, а законы церкви чтили. Много лет Дали жили в Америке, потом в Швейцарии, наконец решили обосноваться в родном Порто-Легате (ностальгия старости, наверное...). Построив роскошный дом-лабиринт, они стали (вернее – он стал) мало работать, а проводить дни и вечера в атмосфере сытого, изысканного безделья в обществе огромного числа поклонников, приезжавших из разных мест, чтобы выразить почтение Мастеру.
Бывали у них и короли, и политики, и знаменитости, - заказывали портреты. Кстати, побывал у Дали и Арам Хачатурян, которого художник «уважал за танец с саблями». Встреча была интересной: композитор полчаса просидел в одиночестве, затем открылись двери по обе стороны огромного зала, из одних, под музыку «Танца с саблями», выплыл совершенно голый Дали, держа короткую саблю в зубах, и, проскользив мимо гостя, исчез за другой дверью. Затем появился секретарь художника, долговязый и невозмутимый Питер Мур, и сдержанно поклонившись, произнес: «Аудиенция окончена».
Обалдевшее светило советской музыки - встал, пошатываясь, и вышел вон. Так и жили эти Дали, богатые, независимые, наслаждаясь свободой, воздушно старея, и казалось, этой счастливой сказке не будет конца. Однако что-то здесь не так.
В книжках пишут: «После смерти Галы (10 июня 1982 года), не пережив утраты и лишившись поддержки своей Музы, Дали ушел из искусства». Но похоронены супруги в разных местах: Гала – в старой часовенке своего старинного замка в Пуболе, где прожила последние десять лет жизни, Дали покоится в родном Фигейросе, маленьком городке на севере Каталонии. И моральная пропасть пролегла между ними очень давно. Что же произошло?
Биографы не берутся судить эту «сюрреалистическую пару», взаимоотношения которoй навсегда останутся загадкой века. Гланое это то, что до конца жизни в глубине души Дали оставался все тем же маленьким, застенчивым ребенком, который моментально смущался, едва на него обращали внимание. Более того, его вызывающий эпатаж, заставляющий смущаться и чувствовать себя приниженными других – это была характерная защитная реакция, всего лишь. И ни слава, ни большое искусство, никто на свете, – не могли освободить Дали от этого. Даже Гала.
Автор: Анатолий Сигалов
Конечно, во все времена любимые женщины вдохновляли художников и поэтов на создание самых лучших своих творений: Беатриче – Данте, Лаура – Петрарку, Саския – Рембрандта, Елена – Рубенса, Йоко Оно – Леннона, Модильяни творил, черпая вдохновение у Жанны Эбютерн... Но Гала превзошла их, превратив своего рефлексирующего и робкого рисовальщика в грандиозного живописца столетия, отдав ему все, кроме, разумеется, его собственного таланта. Интересно? Тогда вперед!
ГАЛА И ДАЛИ. АНАТОМИЯ ЛЮБВИ
Русская эмигрантка Елена Дьяконова-Девулина, по прозвищу Гала, была старше Дали на 10 лет и на момент их встречи была женой знаменитого французского поэта-сюрреалиста Поля Элюара.
Сюрреалисты в своих манифестах призывали к разрушению буржуазного общества, своим искусством и особенно поведением демонстративно эпатируя привычные устои и общественную мораль. Свободная любовь для них была нормой, а на ревность было наложено табу.
Гала была настоящей «музой сюрреализма». Элюару нравилось, что его жена бесконечно доказывала свою сексуальную притягательность и независимость беспорядочными связями. Одним из ее ранних «фаворитов» был художник Макс Эрнст, ярчайший представитель дадаизма. Очевидно, в объятия Дали ее подтолкнул заботливый муж.
Знакомство и отношения с Галой были потрясением не только для самого Дали и его добропорядочной испанской семьи, но и для современников. Описывая их встречу, великий кинорежиссер Луис Бунюэль, друживший тогда с Дали, употреблял такие слова, как «преображенный», «помешанный», «околдованный»... Поражала и сама Гала, променявшая приличное общественное положение, комфорт и роскошь на жизнь в рыбацкой лачуге захолустной испанской бухты Порто-Лигата.
Что их свело? Как случилось, что не очень красивая и немолодая женщина сумела не только покорить, вдохновить и удержать красавца Дали, но и пройти с ним рука об руку всю жизнь? Как она «просветила его на гениальность»?
Без Фрейда тут не обойтись (кстати, Зигмунд Фрейд был кумиром художника). Сальвадор Дали был странной и одиозной фигурой в обществе. Будучи студентом Мадридской Академии Сан-Фернандо, он высокомерно хамил преподавателям, публиковал откровенно скандальные художественно-критические эссе, потрясал публику двусмысленными картинами с непристойными деталями, шокировал своим экцентричным поведением и одеждой. Из Академии, понятно, он был изгнан. Но все это было прикрытием его потаенной жизни, в которой он был закомплексованным «маленьким мальчиком», мучимым робостью, боящимся женщин, разрывающимся между желаниями и страхом.
Можно сказать, что Гала пришла к нему, увлекла и повела по дороге любви. В книге «Тайная жизнь» Дали признавался, что до встречи с ней был девственником и она спасла его от подстерегающего безумия. Он связывал с ней все свое творчество, подписывал свои картины «Гала Дали», воспевал ее в стихах, посвящал ей все свои литературные сочинения.
Как создателю «параноидно-критического метода» в искусстве, ему были очень близки ее бесконечные колебания «между сумасшествием и ясностью ума». У Галы были красивые руки, точеные ноги и ее пружинистая походка заставляла мужчин оборачиваться. Лицо не было красивым, нос был чуть длинноват, что вместе с близко посаженными глазами делало ее похожей на птицу. Пристальный взгляд ее обладал магнетической силой, сокрушающей все преграды.
Одна современница писала: «Своими узкими глазками Гала могла заглянуть в любую душу». Сохранился рисунок Макса Эрнста того периода, который назывался «Гала-гарпия» и в точности отражал ее внешность. Хименес Кабальоро, владелец журнала «La Gaseta Literaria», куда Гала приносила статьи и рисунки мужа, называл ее «натянутой и паукообразной»... Но это – злые языки, и пусть их.
Долго, даже слишком долго супруги Дали жили бедно. Но некогда капризную Галу трудно было узнать: она отдавала всю себя мужу, почти сомнабулически двигая его талант к ясной цели и при этом делая все, чтобы их жизнь была похожа на счастье. Цель, впрочем, ее была проста – сделать Дали знаменитым художником.
На ней лежали практически все проблемы быта, редакционная почта и организация выставок. Оставаясь в тени, она активно – где предъявляя веские аргументы, а где бессовестно соблазняя мужчин, – продвигала своего гениального мужа, обладая таким талантом менеджера, который мог бы заставить побледнеть от зависти любого рекламного агента.
Гала устраивала вернисажи, выступления и выставки мужа везде – от крохотных испанских галерей до самых престижных салонов Европы. Необыкновенные картины Дали вызывали бурю восторгов и споров. Художник приобрел известность и на него как из рога изобилия посыпались заказы, слава, деньги.
После европейского триумфа супруги отправились в Америку, где работы «экстравагантного живописца» стали настоящей сенсацией. Гала занималась продажей картин, а Дали читал лекции о сюрреализме, о рождении образов «из глубин подсознания», потом они устраивали свои знаменитые вечеринки, на которые гости являлись в костюмах из своих любимых снов.
Пресса 1935 года захлебывалась от восторженных эпитетов этой восхитительной «марсианской паре». Что говорить! Сюрреализм, озвученный и проиллюстрированный семейством Дали, стал реальностью. Но ведь именно Гала сделала из Сальвадора Дали того «гиганта, которым он стал» в искусстве, да и в жизни тоже – избавив его от сексуальных комплексов.
Ее амбиции, практический ум и невероятная решимость стали основными качествами для его продвижения к славе. Через двадцать лет со дня знакомства со «своей Музой» Дали стал одним из известнейших и богатейших художников мира. К этому времени он написал десятки портретов жены, самые известные из которых – «Галарина», «Леда», «Мадонна Порто-Легата», где он изобразил ее богиней, никак не меньше.
Это была любовь, редкая в супружестве, но обвенчаться они смогли только через тридцать лет, после смерти Поля Элюара, поскольку церковный брак Галы с поэтом не позволял им сделать этого при его жизни.
Вот так: сюрреалисты, ниспровергатели, а законы церкви чтили. Много лет Дали жили в Америке, потом в Швейцарии, наконец решили обосноваться в родном Порто-Легате (ностальгия старости, наверное...). Построив роскошный дом-лабиринт, они стали (вернее – он стал) мало работать, а проводить дни и вечера в атмосфере сытого, изысканного безделья в обществе огромного числа поклонников, приезжавших из разных мест, чтобы выразить почтение Мастеру.
Бывали у них и короли, и политики, и знаменитости, - заказывали портреты. Кстати, побывал у Дали и Арам Хачатурян, которого художник «уважал за танец с саблями». Встреча была интересной: композитор полчаса просидел в одиночестве, затем открылись двери по обе стороны огромного зала, из одних, под музыку «Танца с саблями», выплыл совершенно голый Дали, держа короткую саблю в зубах, и, проскользив мимо гостя, исчез за другой дверью. Затем появился секретарь художника, долговязый и невозмутимый Питер Мур, и сдержанно поклонившись, произнес: «Аудиенция окончена».
Обалдевшее светило советской музыки - встал, пошатываясь, и вышел вон. Так и жили эти Дали, богатые, независимые, наслаждаясь свободой, воздушно старея, и казалось, этой счастливой сказке не будет конца. Однако что-то здесь не так.
В книжках пишут: «После смерти Галы (10 июня 1982 года), не пережив утраты и лишившись поддержки своей Музы, Дали ушел из искусства». Но похоронены супруги в разных местах: Гала – в старой часовенке своего старинного замка в Пуболе, где прожила последние десять лет жизни, Дали покоится в родном Фигейросе, маленьком городке на севере Каталонии. И моральная пропасть пролегла между ними очень давно. Что же произошло?
Биографы не берутся судить эту «сюрреалистическую пару», взаимоотношения которoй навсегда останутся загадкой века. Гланое это то, что до конца жизни в глубине души Дали оставался все тем же маленьким, застенчивым ребенком, который моментально смущался, едва на него обращали внимание. Более того, его вызывающий эпатаж, заставляющий смущаться и чувствовать себя приниженными других – это была характерная защитная реакция, всего лишь. И ни слава, ни большое искусство, никто на свете, – не могли освободить Дали от этого. Даже Гала.
Автор: Анатолий Сигалов
Источник: http://vestnik-bw.ucoz.de