Василий Кандинский – Основоположник абстракционизма
Как вы уже, наверное, заметили, дорогие читатели, в последнее время основная тема моих статей – связь культур России с Германией. Вот ещё незаурядная личность – Василий Васильевич Кандинский, крупнейший художник, один из основателей абстракционизма. В Германии он провёл 30 лет. Здесь сформировался как художник, творил, экспериментировал. В конце жизни принял немецкое гражданство. В одной из статей мне встретилась даже такая характеристика: «немецкий художник русского происхождения». Пусть это определение останется на совести автора: всё-таки 62 года Кандинский оставался российским подданным. Но, что верно, то верно: в Советском Союзе картины его хранились в запасниках, мы практически ничего не знали ни о нём, ни о его искусстве.
Озарение
Василий Васильевич Кандинский родился 4 декабря 1866 года в Москве. Отец - коммерсант Василий Сильвестрович Кандинский, из старинного рода сибирских купцов (по семейному преданию, одна из его прабабок была мансийской княжной). Мать вела происхождение от прибалтийских немцев. Когда мальчику было три года, семья переехала в Одессу, где отец управлял чайной фабрикой. Детство Василия прошло в этом приморском городе, где он окончил классическую гимназию. В 1885 году юноша поступает в Московский университет на юридический факультет.
Казалось бы, всё шло своим чередом, жизненный путь намечался успешным.
После окончания университета будущий юрист готовит диссертацию, получает приглашение на должность профессора в Дерптском университете. Женится на своей кузине Анне Чемякиной. Но внезапно всё перевернулось.
В 1896 году в Москве состоялась Французская индустриальная и художественная выставка. Представленная на ней экспозиция импрессионистов глубоко потрясла будущего художника. В воспоминаниях он пишет, что, увидев картину Клода Моне «Стог сена, освещённый солнцем», испытал озарение, понял, что в живописи, в развитии идей импрессионистов его призвание. Отказавшись от предложенного места, юрист внезапно, оставив жену, уезжает в Мюнхен учиться живописи. Из Германии он выслал супруге бумаги на развод и дарственную на усадьбу в Коломенском. С прошлым было покончено.
В Мюнхене
Василий сначала обучался в знаменитой частной школе Антона Ашбе, затем в Мюнхенской академии художеств. Обладая незаурядным организаторским талантом, Кандинский, ещё будучи студентом, основал общество символистов «Фаланга». Затем последовали в разное время: «Новое художественное общество Мюнхена», «Общество Кандинского», «Синяя четвёрка». Особое значение имело создание «Синего всадника», в который вошли помимо основателей Василия Кандинского и Франца Марка ещё Август Макке, Пауль Клее, Алексей Явленский. Все эти имена теперь в учебниках.
В 1901 году В. Кандинский организовал собственные художественные курсы. Уже тогда его увлекал эксперимент, поиск новых форм синтеза искусств. Так, однажды он принёс на занятия виолончель и предложил ученикам изобразить на холсте музыку. Из выполненных работ отметил лишь одну – этюд Габриель Мюнтер, который назвал «образцом абстрактного мышления». Вскоре Кандинский предложил этой талантливой ученице вступить с ним в брак, но получил отказ. Тем не менее, они остались вместе.
В 1903-1907 годах Кандинский с Габриелой много путешествуют, занимаясь живописью и участвуя в российских и европейских выставках: в Московском товариществе художников, парижском Осеннем салоне, Салоне независимых.
В творчестве раннего Кандинского (1901-1907 гг.) преобладает декоративность, орнаментализм, плоскостность. Основные темы работ – персонажи фольклора, сюжеты русских сказок, купола красочных церквушек некого «града Китежа».
Период Мурнау
В 1908 году Кандинский и его спутница поселились в Мурнау недалеко от Мюнхена. Будучи в Баварии, мы специально посетили этот живописный посёлок на берегу поэтического озера Штафельзее. Узкая улочка ведёт вверх к дому художника – «Русскому дому», как его называли тогда, да и теперь.
Рай для художников. Интерьер Кандинский оформил в народном стиле, расписал мебель орнаментами цветов. Идёшь по улочке и представляешь, что здесь же проходили ставшие ныне знаменитостями гости. Чаще других бывали русские художники Явленский и Верёвкина.
Работы «периода Мурнау» – это, прежде всего, пейзажи окрестностей. В них прослеживается постепенный отход от строгой реальности: от картины к картине ландшафты приобретают всё более размытые очертания, усиливается интенсивность и контрастность цвета.
Абстракционизм
В 1910 году появилась первая абстрактная картина Василия Кандинского. Этот год принято считать началом абстрактной живописи, а автора – её основоположником. Правда, к этому времени и другие художники пришли к беспредметной живописи, но русский живописец был первым, кто обосновал её принципы. В 1911 году им опубликован трактат «О духовном в искусстве», в котором разработана теория нового направления, согласно которой любой цвет, линия, геометрическая фигура, их сочетания могут вызвать самые разные ассоциации: зрительные, звуковые, вкусовые и прочие. «Цвет – это клавиш, глаз – молоточек, душа – многострунный рояль. Художник – есть рука, которая посредством того или иного клавиша целесообразно приводит в вибрацию человеческую душу», – говорил Кандинский.
В автобиографической книге «Ступени» художник так описывает происшедший поворот в его сознании, приведший к абстракционизму: «Я… вдруг увидел перед собой неописуемо-прекрасную, пропитанную внутренним горением картину. Сначала я поразился, но сейчас же скорым шагом приблизился к этой загадочной картине, совершенно непонятной по внешнему содержанию и состоявшей исключительно из красочных пятен. И ключ к загадке был найден: это была моя собственная картина, прислонённая к стене и стоящая на боку… В общем, мне стало в этот день бесспорно ясно, что предметность вредна моим картинам».
Создавая абстрактные композиции, Кандинский изменил повествовательную природу живописи, приблизив её к музыке, которая не изображает, а выражает душевные состояния. Об этом периоде Нина Кандинская пишет: «Время с 1910 по 1913 годы – самый активный период в его творчестве. Он музицирует, пишет теоретические статьи, делает проекты театральных постановок. В 1911 году, уже исходя из идей, изложенных в трактате «О духовном в искусстве», он вместе с Францем Марком основывает в Мюнхене общество «Синий всадник». И хотя его деятельность ограничилась только двумя выставками и выпуском одного альманаха, общество завоевало репутацию самого значительного в Германии форума современного искусства. Рисунок Кандинского, изображающий всадника на синем коне, украсил обложку альманаха и стал эмблемой нового движения. И автор уже чётко отдавал себе отчёт, куда был устремлён его всадник – он мчался по дороге к неизобразительности». Искусствоведы разделяют её точку зрения, считая этот период самым экспериментальным и самым интенсивным. За период 1909-1914 гг. Кандинским создано более двухсот живописных работ. Творческая энергия его неиссякаема, интересы многогранны. Помимо живописи и графики он занимался музыкой, поэзией, оформлением интерьеров, проектированием моделей одежды, создавал эскизы росписей по фарфору.
В 1914 году с началом Первой мировой войны Кандинский, как русский подданный, должен был покинуть Германию. Страну, которую он любил, где созрел как художник. В письме к Габриеле Мюнтер он пишет:
«Я только наполовину русский… По воспитанию – я наполовину немец… Как художник я привязан к Германии, и всё немецкое, немецкие древности значат для меня больше, чем для многих немцев». Но не все его немецкие знакомые так думали. Вот мнение друга и соратника Франца Марка: «В значительной степени он принадлежит к чужой расе и только носит маску «восточного европейца». Вот так. Злободневный сейчас вопрос интеграции и в те времена решался непросто, даже в отношении лиц, в совершенстве знавших немецкий язык и культуру, десятилетиями живших и творивших в Германии.
Снова в Москве
Кандинский пробыл здесь до 1921 года. Личная жизнь его за это время резко изменилась. В 1916 году в Дании произошла последняя встреча и мучительное расставание с Габриелой Мюнтер. На следующий год он женился на Нине Андриевской. Кандинскому было тогда 50 лет, супруге – 20.
После революции художник со свойственной ему активностью включился в творческую и общественную жизнь России. Работал в отделе Изобразительных искусств Наркомпроса, преподавал в Свободных Государственных художественных мастерских, во ВХУТЕМАСе, был избран вице-президентом Российской академии художественных наук (РАХМ), создал и возглавил Институт художественной культуры (ИНХУК). Однако вскоре его понимание духовного и традиционного вошло в противоречие с революционной идеологией, отрицавшей «буржуазную» культуру. Позиция Кандинского иная: «Беспредметная живопись не есть вычёркивание всего прежнего искусства, но необычайно и первостепенно важное разделение старого ствола на две главные ветви, без которого образование кроны зелёного дерева было бы немыслимо… Утверждение, что я хочу опрокинуть здание старого искусства, всегда действует на меня неприятно. Сам я никогда не чувствовал в своих вещах уничтожение уже существующих форм искусства: я видел в них только ясно внутренне логический, внешне органически неизбежный дальнейший рост искусства».
В 1921 году Кандинский был смещён с должности директора Института художественной культуры. Что могло последовать за этим? Будущее становилось неопределённым. И он уехал в Берлин.
Холодный период
В Германии Кандинский получил предложение преподавать в знаменитом «Баухаузе» – Высшей архитектурной и художественной школе, находившейся в Веймаре, затем переведенной в Дессау. В 1926 году он опубликовал известный труд «Точка и линия на плоскости».
В работах теперь преобладают геометрические элементы, холодная цветовая гамма. В отличие от «романтического» мюнхенского этот период называют «холодным» или «классическим».
В 1928 году Кандинские приняли немецкое гражданство. Но с приходом к власти нацистов школа в Дессау была закрыта. Нина Кандинская пишет: «…после знаменитой речи Гитлера, где тот сказал, что современное искусство – это искусство либо сумасшедших, либо преступников, Кандинский решил покинуть Германию. Для него это было невероятно больно, ведь вся его жизнь в искусстве была связана с Германией».
Супруги оставили Германию. Последние 11 лет жизни художника они провели в Нёйли-сюр-Сен во Франции. Там в 1944 году от кровоизлияния в мозг он скончался в возрасте 78 лет.
Память
Кандинский считал, что получит истинное признание лишь лет через сто. Но ошибся. Уже сегодня его знают и ценят во всём мире, чтят его имя.
В России в 2007 году учреждена ежегодная премия Кандинского за вклад в современное российское искусство.
В Одессе дом, в котором провёл детские годы художник, украшает теперь его бюст (ул. Дерибасовская, 17).
В Москве на доме, принадлежавшем Кандинскому, установлена мемориальная доска (ул. Бурденко, 8/1). На Плющихе восстановлена его мастерская.
В Дессау возле «Баухауза» поддерживаются в сохранности его дом и мастерская.
В Мурнау в доме, где жили Кандинский и Мюнтер, открыт музей, носящий название «Русский дом».
Кандинский востребован, является сейчас одним из самых дорогих русских художников. На аукционах его творения оцениваются в десятки миллионов долларов.
Его выставки пользуются неизменным успехом. В 2008-2010 годах в Мюнхене, Париже, Нью-Йорке была показана представительная ретроспектива, включавшая 95 произведений, написанных с 1907 по 1942 годы и отражающих все основные периоды творчества художника. Экспозиция собрана из немецких, французских и американских галерей, обладающих наиболее крупными собраниями его работ. Прежде всего – это мюнхенская галерея Lenbachhaus, основу коллекции которой составляют работы, переданные в дар Габриелой Мюнтер. Центр Помпиду в Париже обладает крупным собранием произведений последнего периода жизни художника, подаренных вдовой художника Ниной Кандинской. Музей Гуггенхайма в Нью-Йорке обладает самым богатым собранием его картин.
Нам посчастливилось побывать на выставке в Мюнхене. Больше часа вместе с остальными ценителями искусств мы мёрзли в очереди на декабрьском морозе; в залах – столпотворение, как на самых экстраординарных экспозициях пушкинского музея. Проследили весь творческий путь художника от ранних лубочных работ до творений «холодного периода». Впечатление захватывающее. Недаром показ этой выставки в Нью-Йорке «Таймс» отнесла к десяти наиболее выдающимся событиям года.
Автор: Илья Дубинский
Источник: http://neuezeiten.rusverlag.de