В поисках смысла жизни
«Да обретут все Живые существа счастье и причины счастья.
Да не обретут все Живые существа страдания и причины страдания».
C Евгенией Сафелкиной нас свело знакомство на творческом конкурсе «Поэзия в фотографии» фестиваля «Русский Stil-2009». Как-то я просматривала фотоработы и натолкнулась на снимок, который на первый взгляд не был чем-то особенно примечателен. Тем не менее, взгляд задержался, и чем дольше я смотрела на фотографию, тем явственнее до меня доходил ее философский смысл. Когда Евгения – автор снимка, вышла в финал конкурса – меня это нисколько не удивило.
И вот 2010 год. Вторая работа на конкурс и Евгения снова в финале. Такому успеху можно только позавидовать. Но как ни странно, девушка из российской глубинки, высылавшая свои фотоработы на конкурс, вдруг исчезла. Спустя некоторое время Евгения отыскалась в Индии.
Евгения: – Изначально целью моего путешествия было изучение буддизма, и как само собой разумеющееся, посещение мест паломничества буддистов. Плюс ознакомление с культурой Индии и Непала (основные четыре: где родился Будда – Лумбини, где он достиг просветления – Бодгайа, повернул первое колесо учения – Сарнатх и ушел в Нирвану – Кушинагар).
– Но почему буддизм? Это весьма необычно для русской девушки.
Евгения: – Я думаю, все-таки это Карма. Я верю в то, что действия человека определяют его судьбу. Еще с детства меня волновали вопросы, связанные с поиском смысла жизни, пыталась найти ответы в различных религиях и прочитала массу литературы.
Сразу же хочу оговориться, буддизм – это не религия, а учение. И почему-то именно буддизм я как будто откладывала на десерт, абсолютно им не интересовалась.
Примерно лет в восемь нашла книгу про йогов, она меня настолько захватила, что я решила стать йогом. Еще меня покорила история одного йога, не помню, откуда я ее услышала, который много лет (всю оставшуюся жизнь) провел в горах медитируя, ел одну лишь крапиву, от чего его тело иссохло и было зеленого цвета. Спустя много лет я узнала, что это был знаменитый йог Миларепа.
В моем окружении никогда не было буддистов ни среди друзей, ни среди родственников. И вот как-то с подругой мы поехали автостопом на Камчатку, мне тогда было лет 20. Добравшись до Читы, поняли, что не женское это дело так путешествовать и повернули в обратном направлении. Назад ехали на поезде. Решили сделать остановку в городе Улан-Удэ. Перед поездкой один мой знакомый посоветовал обязательно заехать в этот город и посетить Ивалгинский Дацан, что находится примерно в 30-ти километрах от города. Это Центр Буддизма в России. Мы так и сделали. И вот с этого, думаю, все и началось.
Когда мы попали на территорию Дацана, там не было ни души, и на всю округу звучала музыка, а под нее читались какие-то мантры. Во мне что-то екнуло. Мы быстро все осмотрели, но подробнее расспросить что-либо было не у кого. Сама по себе ситуация оказалась не реальной – обычно на территории всегда очень много народу. В общем, мистика какая-то. И мы поехали дальше.
Позже я стала читать о буддизме, и в следующий раз уже целенаправленно, спустя какое-то время, поехала с двумя подругами в этот Дацан, снова автостопом. Приехали поздно, уехать из него в любом случае не получилось бы. Далее следует длинная история, не буду вдаваться в подробности, но в итоге настоятель Дацана оставил нас ночевать. Мы познакомились с двумя местными хувараками (учениками в Дацане), живущими в доме настоятеля. Мы допоздна разговаривали с ними, в основном о буддизме. Когда все пошли спать, я попросила их дать мне что-нибудь почитать. Уже и не вспомню название книги, но в ту ночь я так и не заснула.
Мое сознание будто перевернули на 360 градусов, как говорится, «накрыло» меня. А дальше было больше. Сначала самостоятельно изучала буддизм, потом появились учителя. И в один прекрасный миг я поняла, что надо ехать в Индию. Когда я туда попала, то убедилась, что не ошиблась в своих стремлениях.
Как мне кажется, у большинства людей неверное представление о буддизме. Многие считают, что был (или не был) Будда-человек, а буддисты ничем не занимаются, а только слепо в него верят. Мне кажется, что если бы все имели верное понятие о Буддизме, то, как минимум, называли бы себя буддистами – это точно! Ведь это уникальнейшие методы тренировки ума!!! Хотя – это всего лишь моя точка зрения.
– Итак, Индия. Расскажите о своем путешествии.
Евгения: – Путешествие началось в аэропорту Дели. Затем мы отправились в излюбленное место буддистских паломников или просто странствующих, в тибетское поселение, в районе Манджукатила. Многие тибетцы, в связи с политической ситуацией в Китае, нашли политическое убежище в Индии.
Нас встретили знакомые монахи из Бурятии, которые учатся в университете Дрепунга Селинг и Гомане на юге Индии.
А дальше наш путь был намечен на Дхармасалу. Впервые Его Святейшество Далай Лама14-й преподавал учение для русских буддистов. Присутствовало огромное количество людей, и монахов, и мирян со всего мира.
В трех часах езды от Дхармасалы, в горной местности, находится озеро Ревалсар. По преданию, отсюда, в VIII веке, отправился в Тибет один из главных проповедников в истории буддизма – Падмасамбхава. Озеро окружено со всех сторон горами, на вершине одной из которых есть пещера, где он провёл некоторое время в медитациях. Это тоже важное место паломничества для буддистов.
А дальше мы взяли курс на Варанаси – знаменитый город на берегу священной для индуистов реки Ганг. На ее берегах проходят кремации, над водой рассеивается пепел умерших и осуществляются ритуальные омовения. Осуществив цель нашего путешествия, искупавшись в Ганге и осмотрев местные храмы, мы отправились в Сарнатх, городок в 40 минутах езды от Варанаси. Это место, где известный в истории Лорд Будда, около 530 г. до н.э., в Оленьем парке, «повернул первое колесо учения». В память об этом событии здесь была возведена ступа*.
Затем через Гаракпур мы добрались до Кушинагара, небольшого городка на севере Индии. Место, где Будда ушел в паринирвану. На этом месте также возведена ступа, а внутри находится статуя Будды в позе, в которой он ушел. Внутри ступы была группа паломников, которая сделала подношение в виде золотого покрывала для статуи Будды, в знак уважения и ради скорейшего просветления всех живых существ.
Следующим пунктом для нас стал городок Лумбини, место рождения Будды. Здесь находятся и строятся буддистские храмы и пагоды** от представителей разных стран. Нереальное количество храмов и ступ!!! Чтоб осмотреть их все, нужно нанимать велорикшу, и то дня может не хватить для такого путешествия.
Затем мы пересекли границу с Непалом и доехали до Катманду. Несмотря на то, что Индия и Непал находятся рядом, и многие считают их одним целым – это как небо и земля. Непал также является местом сбора паломников, путешественников и ищущих странников со всего мира. Здесь располагается множество буддистских храмов и монастырей, различных школ и сект. Постоянно происходят какие-то буддистские и другие мероприятия, преподаются учения.
В Непале мы прожили 20 дней – и этого оказалось мало!!! Здесь очень много европейцев, в том числе и наших – русских, которые изучают буддистскую философию и языки (тибетский, санскрит) в учебных заведениях при монастырях. Ну а природа – это просто надо видеть!!!
Наша виза заканчивалась, и нас ждала Бодгайа, или мы ждали встречи с ней. Это место, где Будда в возрасте 35 лет достиг просветления. Каждый год, в зимний период, ступа, воздвигнутая около дерева Бодхи, под которым Будда достиг просветления, собирает вокруг себя огромное количество людей на Монлам***. Каждая школа (Гелук, Кагью, Ньигма, Сакья, а также секты) поочередно проводят свой Монлам. В это время сюда съезжаются практически все монахи со всего мира. Земля содрогается от горлового пения, а красные монашеские одеяния сливают воедино. Нереально-неописуемое состояние!
Ну а вообще надо признать, что я влюбилась в Индию и Непал. Скорее всего, они станут моим вторым домом.
Беседовала Л. Баумгартен
__________________________________________________________________
*Ступа – буддийский монумент.
**Пагода – буддийское мемориальное сооружение и хранилище реликвий.
***Монлам – на тибетском языке означает «устремление, высокое намерение», проходит с восьмого по пятнадцатый день одиннадцатого месяца тибетского календаря.