Триумф русского бельканто Юлии Новиковой
Сколько себя помнит, она всегда хотела петь. С 3-х лет пела, пританцовывала и мечтала о сцене. Совсем не представляла, какой тяжёлый путь ей придётся пройти для достижения своей цели.
Сегодня она солистка знаменитой Венской оперы, победитель многих международных конкурсов и главного оперного конкурса «Опералия» 2009. Сегодня ей рукоплещут залы, и преданные поклонники следят за каждым её выступлением. Но это сегодня.
А тогда…
Родилась Юлия Новикова в 1983 году в самом что ни на есть рабочем районе за Невской заставой в Ленинграде. Семья – типичная семья питерской технической интеллигенции. Никто в семье не занимался ни музыкой, ни пением. Но как многие такие семьи в Ленинграде, родители считали необходимым разносторонне развивать ребёнка. В первую очередь, водили, конечно, в театры. Репертуар знаменитого Мариинского (тогда Театр оперы и балета им. Кирова) был пройден буквально весь. Балеты, оперы, классическая музыка в исполнении симфонического оркестра – вот образы детства будущей певицы. Никто и подумать не мог, что она сама выйдет когда-нибудь на эту знаменитую сцену.
Её учили иностранным языкам. Бабушка была переводчиком и считала, что иностранный язык обязательно пригодится. Пусть не сегодня, пусть в будущем. Это будущее в годы великого застоя представлялось таким же неведомым, как космос, но таким же прекрасным.
А пока маленькую Юлю отдали в музыкальную школу. Сначала на подготовительное отделение на фортепиано, а затем, после жёсткого отбора (из 90 человек приняли только 10), её зачислили на обучение. Девочка уже училась в музыкальной и специальной английской школах, когда бабушка услышала по радио, что проводится отбор в знаменитый детский хор Ленинградского радио и телевидения под управлением Станислава Грибкова. Поехали на прослушивание. Юлю, мечтавшую петь на большой сцене, приняли. На долгие годы хор станет для девочки второй семьёй. В хоре она выросла до солистки и узнала первый успех на зарубежных гастролях. В Рождественские дни под сводами старинных соборов Германии звучал её проникновенный голосок и неслись к небу слова «Аве Мария!», будто прося прощения за всё человечество.
Гастролей у хора было много. А в музыкальной школе параллельно Юля занималась ещё и по классу флейты. Иногда по ночам приходилось с маминой помощью навёрстывать упущенное в общеобразовательной школе. Когда другие дети отдыхали, она училась. Она очень рано поняла, что одного таланта, данного свыше, мало. Только труд, повседневный, подчас изнуряющий, может дать желаемые результаты. Она и сегодня настоящий трудоголик, практически не имеющий отдыха. Она привыкла трудиться и хочет всё успеть в жизни.
А тогда, несмотря на все трудности, Юля закончила английскую спецшколу с Серебряной медалью. В год двухсотлетнего юбилея А.С.Пушкина она приняла участие в конкурсе сочинений на английском языке. Конкурс проводился специальным фондом, который учредили зарубежные потомки Пушкина. Став лауреатом этого конкурса, Юля получила приглашение на поездку в Шотландию.Сегодня, вспоминая своё детство, Юля с благодарностью говорит не только о своей семье, которая дала ей всё, но и о своих педагогах, о петербургской музыкальной школе, о прекрасном всестороннем образовании, которое она получила на родине. Причём заметьте: речь идёт о государственном обучении. Она закончила государственную музыкальную школу, государственную специализированную языковую, государственную Санкт-Петербургскую консерваторию, причём с Красным дипломом. Это сегодня в России всё больше говорят о коммерческом образовании, когда сумма денег, вложенных в ребёнка и размер капиталов родителей определяют будущее отпрысков. А тогда ей, теперь уже признанной певице, повезло: благодаря своему таланту, трудолюбию и заботам близких, она добилась осуществления своей мечты. Впервые на профессиональную сцену оперной студии консерватории она вышла в роли маленького козлёнка в розовых колготках в опере «Волк и семеро козлят». А буквально перед самым получением диплома дебютировала в Мариинском театре в партии Флоры в опере Бенджамина Бриттена «Поворот винта».
Опера была поставлена на английском языке. Дирижировал сам маэстро Валерий Гергиев. Позади были годы упорной учёбы под руководством прекрасного педагога профессора консерватории солистки Мариинского театра Ольги Дмитриевны Кондиной.
Впереди весь мир с его блистательными оперными сценами и её огромным желанием исполнить самые знаменитые партии, написанные величайшими композиторами мира для колоратурного сопрано. И судьбоносная встреча с самим Пласидо Доминго, из рук которого она получила главную награду конкурса «Опералия» 2009 и с которым, благодаря счастливому стечению обстоятельств, теперь связана её творческая биография.
В конкурсе «Опералия» она принимала участие, уже будучи известной в Германии и завоевав несколько престижных призов на международных конкурсах Европы. К этому времени она уже спела партии Олимпии, Розины, Царицы Ночи и, конечно, Джильды в оперных театрах Дортмунда, Любека, Бонна, Франкфурта. Впереди были Берлин, Вена, Лион. Получив ещё до окончания консерватории свой первый контракт в Дортмунде, она и сегодня с теплотой вспоминает свой первый театр, где была солисткой. Конечно, не всё складывалось просто. Молоденькая иностранка, вчерашняя студентка, с другой ментальностью, только оторвавшаяся от привычной жизни, без поддержки родных, она, буквально сцепив зубы, отвоёвывала своё место под солнцем. Это ведь профессия такая, такая среда, где истинные поклонники соседствуют с недоброжелателями, где самых маленьких ошибок не прощают, но где тебя ждёт самая высокая награда: признание и любовь публики.
- Я люблю людей, которые пришли в театр, которые знают и любят оперу. Им я готова отдать всю себя,- говорит сегодня Юлия Новикова. Пригодилось и знание иностранных языков. К совершенному английскому ещё в России она добавила немецкий и итальянский. Именно знание иностранных языков стало залогом успешной интеграции в мировое сообщество.
Конечно, у неё есть любимые оперные партии. Их много: Адина в «Любовном напитке», Норина в «Дон Паскуале», Греттель в «Гензель и Греттель», Олимпия в «Сказках Гофмана», Лакме в одноимённой опере Делиба, Царица Ночи в «Волшебной флейте», всех и не перечислить. И, конечно, Джильда в опере Джузеппе Верди «Риголетто». Роль, которая принесла ей оглушительный мировой успех. Она пела эту партию на сценах многих оперных театров. Пела даже на немецком языке в берлинской Komische Oper.
Первый тур Опералии начинается с того, что Доминго от имени жюри предлагает конкурсанту исполнить арию по своему выбору. Юля выбрала Джильду. И именно исполненная ею ария Джильды принесла молодой российской певице заслуженную победу. Маэстро Пласидо Доминго вручил ей Первый приз и Приз зрительских симпатий. А фирма «Роллекс» - памятные часы, которые Юля теперь всегда носит как талисман.
Тогда она ещё не знала, что очень скоро ей предстоит спеть Джильду с самим маэстро Доминго, по словам которого, Юлин голос можно сравнить с голосами ангелов на небе.
В 2010 году кинопродюссер Андреа Андерманн, который занимается кинопостановками мировой оперной классики и осуществляет их трансляцию в прямом телеэфире, приступил к репетициям фильма «Риголетто в Мантуе». В одном из интервью продюссер говорит, что мечтал всегда снять Пласидо Доминго в роли Риголетто.
Маэстро долго сомневался, но потом всё-таки согласился на участие в этом проекте. На роль Джильды была утверждена Юлия Новикова, которая, по словам продюссера, не только обладает прекрасным голосом, но и великолепными артистическими данными.
Успех этого фильма превзошёл все ожидания. В прямом эфире с замиранием сердца два вечера подряд любители оперы из 148 стран мира сопереживали страданиям любящего отца и его дочери. Пласидо Доминго пел партию Риголетто так, что не только у него самого, но и у слушателей слёзы выступали на глазах.
Трепетный, полный любви и самопожертвования образ Джильды в исполнении Юлии Новиковой заставлял буквально забыть обо всём, что существует в мире, кроме любви. Сегодня в кинотеатрах России можно увидеть киноверсию этого фильма.
В том же 2010-м году молодая певица впервые выступила на американском континенте. В Нью-Йорке в знаменитом Карнеги-Холле состоялся концерт победителей музыкальных конкурсов «Музыкальный Олимп». О выступлении Юлии Новиковой одна из слушательниц написала на форуме в Интернете: «Это было божественно, прекрасно и так возвышенно, что душа улетала вслед за голосом певицы…» Сегодня в век Интернета и компьютерных технологий можно, не выходя из дома, узнать всё о любимых артистах. А сайт You Tube даёт возможность, хотя и в сильно искаженном виде, прослушать видеозапись. Но всё-таки ничто не может заменить счастья слышать живой голос певца и сопереживать в единении с другими, такими же, как и ты, пришедшими в театр.
Уже в этом году, в мае, певица вновь выступала в США, теперь в Вашингтоне. Здесь в Национальной Опере она исполнила партию Норины в опере Доницетти «Дон Паскуале».
Дирижировал маэстро Пласидо Доминго, именно он пригласил молодую певицу для участия в этой постановке.
Уже год Юля солистка Венской оперы. Но она продолжает, хоть и нечасто, выступать на сцене оперного театра в Бонне. Эта оперная сцена была очень знаменитой, когда Бонн был столицей ФРГ. Здесь выступали звёзды со всего мира, здесь публика знает толк в оперном искусстве. Именно здесь 3 июля этого года состоялась премьера оперы Беллини «Сомнамбула», в заглавной партии Амины Юлия Новикова.
Успех был оглушительным. Немецкие газеты наперебой выражали свой восторг прекрасным бельканто Юлии Новиковой. Звенящая тишина стояла на всех трех спектаклях в зале, заполненном до отказа. Казалось, что люди боятся дышать, боятся пропустить каждую ноту этого божественного пения. Но зато в конце спектакля зал, стоя, в течение семи минут, не переставая, скандировал «Браво!»
У многих на глазах были слёзы счастья и любви к молодой русской певице, которая стала для них своего рода кумиром. Немецкая печать, описывая все детали этого спектакля, с гордостью не забыла упомянуть о том, что, когда Бонн был немецкой столицей, на этой же сцене 31 год назад Сомнамбулу пела сама Мария Каллас. А сегодня они стали свидетелями триумфа Юлии Новиковой.
Когда-то ещё студенткой консерватории в одном из интервью Юля сказала, что ей очень нравится Анна Нетребко. Она хочет стать такой же, как Анна, мечтает выйти на сцену Венской оперы. Как видно, провидению, которое не осталось безучастным к молодому дарованию, было угодно, чтобы всё это сбылось.
В августе на знаменитом Зальцбургском фестивале в одной концертной программе выступили две российские певицы: Анна Нетребко в одноактной опере Чайковского «Иоланта» и Юлия Новикова в одноактной опере Стравинского «Соловей» по мотивам сказки Г-Х Андерсена.
Молодая российская певица полна новых творческих планов, её рабочий график уплотнён до предела, отдыхать опять некогда. Она мечтает спеть партию Лючии в опере Доницетти и партию Лакме в опере Делиба (знаменитую арию с колокольчиками она много раз исполняла в концертах и на конкурсах). Я верю, что всё так и будет.
Если Вы молоды, талантливы, трудолюбивы, успех к Вам обязательно придёт. Россия – большая страна, она богата талантами во всех областях. И мы должны гордиться ими и их успехами во всём мире.
Автор: Вера Татарникова
Источник: www.russkoepole.de
Автор: Вера Татарникова
Источник: www.russkoepole.de