Моралист Борис Михайлов:
Бомжи как художественный объект
Фотографии бомжей, люмпенов и проституток западная публика чаще всего не воспринимает как "художественную фотографию". Борис Михайлов здесь исключение.
Харьковчанин Борис Михайлов, выставка которого сейчас проходит в Berlinische Gallerie в столице Германии, считается одним из самых интересных фотографов советского и постсоветского пространства. О характере его творчества искусствоведы спорят: одни говорят о "социальной документальной фотографии", другие - о концептуализме.
Харьковчанин Борис Михайлов, выставка которого сейчас проходит в Berlinische Gallerie в столице Германии, считается одним из самых интересных фотографов советского и постсоветского пространства. О характере его творчества искусствоведы спорят: одни говорят о "социальной документальной фотографии", другие - о концептуализме.
Цвет революции
Фотографией Михайлов, инженер по образованию, стал заниматься в шестидесятые годы. Но после того, как сотрудники КГБ нашли у него снимки его обнаженной жены, Михайлову пришлось уйти с работы (он работал инженером на одном из харьковских заводов). Он он перебивался случайными заработками, в частности, какое-то время он работал ассистентом фотографа.
В отличие от поздних работ Михайлова, когда он стал снимать бомжей, проституток, люмпенов и шире - вообще людей, не вписавшихся в постперестроечную жизнь, ранние работы фотохудожника носили скорее иронический характер. Так, у него есть цикл (он представлен и в берлинской экспозиции) под названием "Красная серия".
На каждой фотографии присутствует красный элемент, причем это вовсе не обязательно советская символика. Это - женские губы, предметы одежды, банальные носки или трусы... Но, разумеется, красный цвет воспринимался в СССР как политическая метафора.
Впечатление вуайеризма, возникающее на экспозиции его работ в Берлине, Михайлов даже и не пытается развеять. Но фотограф полагает, что это некий "интеллигентный" вуайеризм. У посетителей выставки некоторые работы Михайлова последних лет могут вызвать либо сочувствие, либо отвращение. Судя по откликам, последнее - гораздо реже. Как бы там ни было, но, по мнению Михайлова, именно таковой и является жизнь.
Выставка структурирована строго хронологически. В своих черно-белых работах 70-х годов Борис Михайлов, показывая унылый советский быт, пытается выяснить, где же проходит граница между общественным и частным. Михайлов - несомненный моралист. Его работы представляют собой серьезный визуальный анализ советского, постсоветского и западного быта, людей, населяющих описываемое им пространство.
Новатор фотографии
Но ограничивать его творчество лишь социальными аспектами было бы совершенно неверно. Михайлов заслуженно пользуется репутацией одного из новаторов художественной фотографии. Он способствовал тому, что фотография как искусство вновь обрела независимость, в том числе и в техническом отношении. Так, его панорамные снимки парадоксальным образом сужают перспективу.
В последние десять лет персональные выставки Бориса Михайлова проходят каждый год и даже несколько раз в год: в Москве и Лондоне, Женеве и Нью-Йорке, Барселоне и Токио. Да и в Берлине, где он живет тогда, когда не живет в Харькове, это не первая его выставка. Но, пожалуй, лучшая.
Автор: Анатолий Иванов
Источник: http://www.dw.de