ТАК ПОВЕЛЕЛ ВЕЛИКИЙ ПЁТР
И снова Новый год меняет дату — 1 января
На исходе первой трети 7208 г. от сотворения мира россиянам вновь изменили календарь и вновь перенесли празднование начала Нового года. 19 декабря по юлианскому календарю Пётр подписал именной указ «О писании впредь Генваря с 1 числа 1700 года во всех бумагах лета от Рождества Христова, а не от Сотворения мира».
Реформу Пётр объяснил так: «А то указали Мы Великий Государь учинить, для того, что во многих Христианских окрестных народах, которые православную Христианскую Восточную веру держат с нами согласно, лета пишут числом от Рождества Христова».
Ёлки и новогодние фейерверки появились в наших домах и на улицах так же благодаря этому указу Петра: «по большим проезжим улицам, и знатным людям и у домов нарочитых (именитых) духовного и мирского чина, перед воротами учинить некоторое украшение от древ и ветвей сосновых еловых и можжевеловых. А людям скудным (то есть бедным) хотя по древу или ветви над воротами или над хороминами своими поставить. И чтоб то поспело будущего генваря к 1-му числу 1700 сего года. А стоять тому украшению генваря по 7-е число того же года. Да генваря ж в 1-й день, в знак веселия, друг друга поздравляти с Новым годом и столетним веком, и учинить сие, когда на Большой Красной площади огненные потехи начнутся, и стрельба будет, и по знатным домам боярским и окольничьим, и думным знатным людям, палатного, воинского и купеческого чина знаменитым людям каждому на своём дворе из небольших пушечек, у кого есть, или из мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракет, сколько у кого случится. А по улицам большим, где пристойно, генваря с 1-го числа по 7-е число по ночам огни зажигать из дров, или из хвороста, или из соломы. А где мелкие дворы, собравшись по пяти или шести дворов, тако же огонь класть, или, кто хочет, на столбиках по одной или по две или по три смоляные и худые бочки, наполняя соломою или хворостом, зажигать, а перед бургомистрскою ратушею стрельбе и таким украшениям по их усмотрению быть же».
Сам царь первый пустил ракету, которая, огненной змейкой извиваясь в воздухе, возвестила народу наступление Нового года, а вслед за нею, согласно царскому указу, началась потеха и по всей Белокаменной....
Так, по велению Петра Первого 1 января 7208 год стал 1700 годом. Этот первый «настоящий» Новый год в столице прошёл шумно и весело, как и повелел Государь. Но едва завершились празднества и народ пришёл в себя после новогоднего шума, как в Москве поднялся ропот по поводу перемены летосчисления. Весьма многие — не только из простого народа, но и из тогдашней московской знати — удивлялись: «Как мог Государь переменить солнечное течение?» Веруя, что Бог сотворил свет в сентябре, многие остались при своих старых привычках: новогодний праздник опять встречали дважды — сначала 1 сентября, как было заведено исстари, а потом 31 декабря, как приказал царь-реформатор.
ПУТАНИЦА В КАЛЕНДАРЯХ
Введение нового календаря, безусловно, внесло некоторое смущение народа. Тем не менее, не было сумятицы в датах, гражданские праздники не противопоставлялись церковным. Всё было логично и понятно: Новый год отмечался после Рождества, то есть после окончания Рождественского поста, не нарушая его течения.
Важным событием этого периода были Святки. В ночь с 24 на 25 декабря праздновался рождественский сочельник, который подводил черту под прожитым годом, завершал рождественский пост и открывал двухнедельные новогодние празднества. По всей территории России был распространён обычай новогоднего обхода домов молодёжью или детьми. В деревнях ряженые с песнями и прибаутками ходили толпами под окна просить пирогов. Подобные обходы в течение святок проводились трижды: в рождественский сочельник, под Новый год и накануне Крещения. Вот где было настоящее веселье! Каждая семья с нетерпением ожидала колядующих, готовила для них угощение и с неподдельным удовольствием выслушивала колядки. Эти традиции празднования Рождества сложились у нас давным-давно, ещё в X в., и празднование Нового года по петровскому указу органично вплелось эту традицию.
Но всё же так сложилось исторически, что наш «старый стиль», как его сейчас называют, отставал от календаря, по которому жил «григорианский» мир. Дело в том, что календарь, введённый Цезарем, отставал от солнечного на сутки за 128 лет, то есть примерно на трое суток за 400 лет. Согласно юлианскому календарю, каждый четвёртый год (цифра которого делится на 4), являлся високосным, содержал 366 дней, а не 365, как обычный.
В Европе ошибка была исправлена в 1582 г., когда римский папа Григорий XIII реформировал юлианский календарь: чтобы учесть отставание от солнечного, в григорианском календаре «сотые годы» (те, что оканчивались на 00) были сделаны не високосными, если только их номер не делился на 400:
Високосные годы: 1200–1600–2000–2400–2800,
Не високосные годы: 1300–1400–1500–1700–1800–1900–2100–2200–2300–2500–2600–2700.
Каждый високосный год, оканчивающийся на 00, увеличивает разницу нового и старого стилей на один день. Поэтому в XVIII в., когда Пётр ввёл свой указ, разница между юлианским и григорианским календарями составляла 11 дней.
Так прошло ещё 200 лет и Россия до 1918 г., жила «по старому стилю».
БОЛЬШЕВИКИ: ВОЙНА С ЁЛКАМИ
Сразу же после Октябрьской революции, уже 16 ноября 1917 г. Совет народных комиссаров во главе с Лениным рассмотрел вопрос о переходе на новое счисление времени. 24 января 1918 г. принимается декрет «О введении в Российской республике западноевропейского календаря».
Сразу возникли противоречия с православными праздниками, ведь, изменив даты гражданских, правительство не тронуло церковные праздники, и христиане продолжали жить по юлианскому календарю — получилось, что Рождество праздновалось не до, а после Нового года. Но это совершенно не смущало большевиков. Даже напротив: им было на руку разрушение основ христианской культуры. Что же до самих праздников, то новая власть собиралась ввести свои, новые, социалистические.
В первые послереволюционные годы традиция ещё сохранялась в неприкосновенности. По-прежнему радовали ребятню и «старорежимный» Дед Мороз, и нарядные ёлки. Но всё же постепенно и неуклонно новая власть уходила от старых традиций. Праздник Рождества Христова было решено преобразовать в «комсомольское Рождество», где ёлке места уже не было. А вскоре, после 1923г., и вовсе началось изгнание Рождества из России. В одном из циркуляров антирождественской кампании говорилось, что «бытовая обстановка рождественского праздника вредно действует на здоровье и воспитание детей: святочные рассказы с чертовщиной; дым и газ от ёлки; пьяные крики гостей…». Ёлке была объявлена беспощадная война. При этом её почему-то обозвали «поповской», хотя до революции именно церковь боролась с ёлкой как с отголоском языческих обрядов.
Кампанию по дискредитации новогодних праздников подхватили и детские журналы: журнал «Чиж» призывал детвору включиться в эту борьбу: «Теперь все мы должны бороться против ёлки!»; журнал «Юный натуралист» публиковал статьи: «Вред рождественской ёлки», «Рождество Христово — поповская сказка».
Борьба с «религиозным дурманом» шла полным ходом:
Скоро будет рождество —
Гадкий праздник буржуазный,
Связан испокон веков
С ним обычай безобразный:
В лес придёт капиталист,
Косный, верный предрассудку,
Ёлку срубит топором,
Отпустивши злую шутку…
Вскоре был прекращён выпуск новогодних открыток, остались в прошлом весёлые рождественские и новогодние праздники и гуляния. Новогодний праздник вместе с ёлочкой, следуя классическим правилам конспирации, ушёл в подполье. Населению Советской России предлагалось лишь упорно трудиться, а если и праздновать, то только новые даты:
22 января — день памяти Ленина;
12 марта — низвержение самодержавия (до 1940г.);
1 и 2 мая — Дни Интернационала;
7 и 8 ноября — Дни Пролетарской революции;
5 декабря — День конституции (с 1940г.).
Таким праздникам, как Новый год или Рождество не было места в этой системе.
НЕОБЫЧНОЕ ВОЗВРАЩЕНИЕ
Снова празднует народ Рождество и Новый год
Запрет на проведение новогодних праздников действовал недолго, всего шесть лет. Уже в конце 1934 г. Сталин лично дал указание вернуть народу праздник Нового года. Рождеству, впрочем, повезло меньше. Оно осталось под запретом.
В декабре 1934 г. главная газета страны «Правда» напечатала статью секретаря ЦК ВКП(б) Павла Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку!» Понятно, что подобные идеи без одобрения Сталина не могли появиться в печати. В статье говорилось: «В дореволюционное время буржуазия и чиновники буржуазии всегда устраивали на Новый год своим детям ёлку. Дети рабочих с завистью через окно посматривали на сверкающую огнями ёлку и веселящихся вокруг неё детей богатеев. Почему у нас многие детские дома, ясли, детские клубы, дворцы пионеров лишают этого прекрасного удовольствия детишек трудящихся Советской страны? Какие-то, не иначе как «левые» загибщики ославили это детское развлечение как буржуазную затею. Следует этому неправильному осуждению ёлки положить конец».
Хотя на подготовку праздника оставалось всего три дня, рекомендации «Правды» были исполнены молниеносно, и в назначенный срок ёлки были везде! Уже на следующий день газета писала, как «организовать заготовку ёлок, закупку игрушек и украшений», а 30 декабря ёлками торговали почти все рынки Москвы, артели же и кооператоры предлагали «специальные ёлочные наборы, фигурные пряники и марципанные фигуры».
А чтобы организовать встречу Нового года в идеологически верном ключе, в том же декабре 1934 г. в свет вышло «Пособие для партийных и комсомольских ячеек», в котором давались подробные указания об организации праздника. К примеру, венчать ель должна была пятиконечная красная звезда. Ёлочные игрушки также должны были соответствовать требованиям политического момента: вместо шаров предлагалось изготовить из цветной бумаги фигурки тракторов и комбайнов. Там же, был приведён текст и ноты-песни ставшей с тех пор нашей главной новогодней песенкой. В «Пособии» был изменён и внешний облик Деда Мороза. Дореволюционный Мороз надевал перчатки, непременно трёхпалые и белые — это символизировало святость всего того, что он даёт из своих рук. Теперь же ему полагалось носить тёплые красные варежки, которые если, что-то и символизировали, то только цвет государственного флага. С алой шубы исчезла и богатая вышивка серебряными нитками, и оторочка из лебединого пуха.
Уже на следующий год формировались отряды Дедов Морозов, чтобы забросить новогодние подарки в самые отдалённые уголки страны. В населённые пункты в канун 1938 г. выехали агитпоезда, агитавтомобили и аэросани, вылетели самолёты, отправились лыжники и даже спецкурьеры на оленьих упряжках. Праздник не должен был оставить в стороне никого.
Совсем не случайно новогодние праздники возродились так быстро — слишком уж они пришлись ко двору в нашем суровом климате, напоминая нам в разгар холодной зимы о том, что никогда не следует забывать: жизнь прекрасна, бесконечна, впереди нас ждут новые встречи, свершения, весна.
А ЧТО В ИТОГЕ?
Как разобраться во всех русских праздниках
В результате всех реформ и нововведений в летосчислении мы без разбору празднуем в конце года всё подряд. Начинается всё католическим Рождеством. Параллельно мы по поводу и без повода припоминаем, что есть такие причины повеселиться, как святки, сочельник, колядки… Наконец наступает наш, «настоящий», Новый год. Великолепный, единственный, волшебный праздник… После этого, еле отдышавшись от съеденного и выпитого, мы вступаем в «наше, родное» Рождество Христово, не задумываясь о том, что ему предшествует строжайший пост. Во все эти даты мы вплетаем символику восточных календарей, которые не имеют никакого отношения к этим праздникам, поскольку, например, китайцы отмечают свой Новый год во второе новолуние после даты зимнего солнцестояния. В Китае это праздник Весны! Мы, к месту и не к месту, вспоминаем в январскую слякоть крещенские и рождественские морозы, мним себя при этом хранителями святых традиций далёких предков. Заканчиваются же наши самые, длинные в мире новогодние празднества старым Новым годом, хотя порой не все и представляют, откуда он взялся.
Получилось смешно, не правда ли? Но, что самое главное, здорово, весело, и очень как-то по-русски!
Автор/источник: www.christmas.ru