Российская газета: Альбина, поздравляем с блестящим успехом. Вы стали победительницей прошлого XIII Конкурса Чайковского. Что для вас значила эта победа, как она повлияла на вашу карьеру?
Альбина Шагимуратова: Спасибо большое. A победа на конкурсе четыре года назад oчень повлияла: буквально через две недели после Конкурса Чайковского я получила контракт в Зальцбурге. Меня пригласили петь Царицу ночи в "Волшебной флейте" Моцарта под руководством Риккардо Мути. Это был мой первый контракт и первый европейский дебют - и сразу на Зальцбургском фестивале!
РГ: Что вы ощущали тогда: начинающая певица попали в сердце моцартовского мира и сразу - к маэстро Мути? Рене Папе пел Зарастро.
Шагимуратова: Было страшно. Кроме меня на эту партию прослушивались еще пять солисток, певиц собрали со всего мира. И я очень удивилась, что через полчаса после моего прослушивания был дан ответ в мою пользу.
РГ: Как вы готовились к своему европейскому дебюту? Русская вокальная школа ведь не моцартовская.
Шагимуратова: Я приехала за два месяца до фестиваля. Занималась с разными коучами по языку. Мне музыкального коуча специально вызвали из Венской государственной оперы. Но на самом деле, я готовила эту партию целый год. До этого я спела "Царицу ночи" в Хьюстоне, еще когда занималась в Молодежной программе оперных певцов. Но, конечно, дебют в Зальцбурге был очень ответственным. И как победа на Конкурсе Чайковского дала результат - Зальцбург, так и выступление в Зальцбурге дало толчок - у меня появились предложения в другие театры мира.
РГ: Но вы и до Зальцбурга уже выступали в Хьюстоне. Известно, что музыкальные менеджеры постоянно ездят по миру в поисках голосов. Где вас впервые услышали и как увезли на Запад?
Шагимуратова: Я была еще студенткой Московской консерватории. В Москве ежегодно в мае проходит Международная школа вокального мастерства под руководством Марка Либерзона, на которую съезжаются преподаватели вокала, менеджеры. Мой педагог профессор Галина Алексеевна Писаренко пригласила меня принять участие в этой школе. А там одна из преподавателей - Диана Зола, оказалась артистическим директором Хьюстонской оперы. Она, услышав меня, и пригласила в Молодежную программу.
РГ: Сейчас в Большом театре тоже появилась Молодежная программа под руководством Дмитрия Вдовина. Знаю, что он сейчас занимается с вами. Большая разница в программах?
Шагимуратова: Молодежная программа Большого театра как раз очень приближена к западным. Такие студии есть и в Метрополитен-Опера, и в Хьюстоне, и в Чикаго. Такие программы очень важны для начинающих певцов.
РГ: Это правда, что только с третьего раза вас взяли в Московскую консерваторию, когда вы хотели перевестись из Казани?
Шагимуратова: Да, я никак не могла поступить, не проходила по конкурсу. В Казани я закончила дирижерско-хоровое отделение в музыкальном училище и поступила в Казанскую консерваторию тоже на дирижерско-хоровое. А музыкальную школу я оканчивала, как пианистка, в Ташкенте. Я там родилась, и в 1994 году мои родители переехали в Казань.
РГ: Где теперь ваш дом?
Шагимуратова: Мой дом - самолет. А родители живут в Казани.
РГ: Но официально вы числитесь в штате Казанского оперного театра?
Шагимуратова: Да, была счастлива, когда директор Татарского театра Рауфаль Сабирович Мухаметзянов позвонил мне и пригласил работать в театре. Я ему сказала, что у меня очень загруженный график, и постоянно выступать в Казани я не смогу. Но он ответил: ничего страшного.
РГ: В Большом театре вы спели Царицу ночи в "Волшебной флейте". Это уже коронная для вас партия: вы спели ее на самых крупных сценах мира, хотя имеете пока небольшой сценический опыт. Спектакли все разные, на разных сценах, с разными дирижерами, постановщиками. Да и сам образ Царицы ночи противоречивый, неоднозначный у Моцарта. Что для вас остается главным в этой партии Царицы - воплощение тьмы или, может, абсолютная любовь к дочери?
Шагимуратова: Это зависит от того, что от меня просит режиссер. В некоторых постановках Царица может быть и неадекватной, совсем сумасшедшей. Бывает, что режиссерам нравится моя интерпретация - демоническая фурия. Мне ближе такая трактовка, я считаю, что Царица ночи была написана скорее для крепкого драматического голоса, чем для легкого колоратурного сопрано, как ее принято исполнять.
РГ: Вы фактически первая певица, которая вышла на сцену отреставрированного Большого зала. Как вы оцениваете акустику после реставрации?
Шагимуратова: Акустика в этом великолепном зале всегда была исключительной. Я пела там до реконструкции, поэтому смогла почувствовать, что акустика в Большои зале изменилась еще в лучшую сторону. На репетиции с маэстро Спиваковым в пустом зале голос вообще летел, и было так невероятно легко петь! Но, когда в зал сел зритель, конечно, все немного изменилось. Но акустика стала лучше, это точно!
РГ: А такое собрание народных артисток СССР, которые были на вашем концерте - Галина Вишневская, Елена Образцова, Тамара Синявская, присутствие Валерия Гергиева - все это не осложняет работу на сцене?
Шагимуратова: Нет. Я выхожу на сцену и пою - Лючию, Джульетту, Джильду. Я не думаю о том, что в зале сидит Гергиев, Путин и такие великие артистки. Иначе мне незачем выходить на сцену.
РГ: Когда вы пели на этом концерте, чувствовалось какое-то внутреннее ликование в голосе, будто вы влюблены. Это так?
Шагимуратова: Да. И это мне помогает сейчас на сцене.
РГ: У вас большая семья?
Шагимуратова: Нет, я единственная дочь. Родители мои уже на пенсии.
РГ: Приезжают на ваши премьеры?
Шагимуратова: Они приезжали ко мне в Зальцбург и на мой дебют в Метрополитен.
РГ: Если человек постоянно живет в самолете, как вы сказали, меняет ли психологию такое странствие? У вас есть квартира, где вы можете жить, отдохнуть?
Шагимуратова: Конечно, меняется психология. Я стала "человеком мира". Жизнь мне не принадлежит. Я вижу разные страны, знакомлюсь с новыми музыкантами, интересными людьми. А на квартиру я еще не заработала. Когда у меня перерыв между спектаклями, я приезжаю к родителям. Но обычно я из одного контракта еду на другой, и у меня нет перерывов, нет отдыха.
РГ: А кто занимается вашим гардеробом? Где храните свои туфли, платья?
Шагимуратова: Все у меня в Казани. На концерт в Москву мама мне платье привозила. Ну, а гардеробом я занимаюсь в основном сама. Прислушиваюсь к мнению людей. В спектаклях могу попросить художника сделать какие-то изменения. Кто-то идет навстречу, кто-то нет.
РГ: А как форму поддерживаете? "Чак-чак" можете себе позволить?
Шагимуратова: Сейчас уже нет. Основная проблема в том, что директора многих театров мира хотят видеть стройных оперных артистов, поэтому всегда надо быть в хорошей форме. Я активно над этим рботаю.
РГ: Что в Лондоне сейчас поете?
Шагимуратова: Пою сейчас в Англии донну Анну в "Дон Жуане" Моцарта на Глайнборгском фестивале. На открытие Конкурса Чайковского приезжала в Москву между спектаклями. В следующем году у меня будет "Сомнамбула" и "Любовный напиток" в Венской опере. Это мои дебюты в партиях. А в Казани я недавно спела Зайтуну в опере "Любовь поэта" Резеды Ахияровой, и тогда же мне вручили Государственную премию Республики Татарстан им. Г. Тукая.
РГ: Когда вы планируете снова появиться в России, или здесь нет заявок на ваш голос?
Шагимуратова: Меня приглашает выступать в Россию Владимир Спиваков, он и открыл меня московской публике. А сейчас пригласил выступить на открытии Конкурса Чайковского, за что я ему очень благодарна. Надеюсь также, поскольку это входит в планы Большого театра, выступить на открытии исторической сцены Большого театра в ноябре этого года в опере Глинки "Руслан и Людмила". Главное, чтобы театр открылся.
РГ: Альбина, а где живет ваша любовь?
Шагимуратова: Моя любовь - в России. Я очень хочу почаще приезжать в Россию и петь - в Москве, в Казани. 95 процентов моего графика - это Запад: Америка, Европа. Но я получила российское образование, я российская певица и хочу петь в России.
Досье "РГ"
Альбина Шагимуратова - народная артистка Татарстана, лауреат Государственной премии РТ им. Г.Тукая, солистка Татарского академического театра оперы и балета им. М. Джалиля. Родилась в Ташкенте, окончила вокальный факультет и аспирантуру Московской государственной консерватории (класс народной артистки России Галины Писаренко). Была солисткой Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко. В 2007 году стала лауреатом I премии Международного конкурса им. П.И.Чайковского. В 2006-08 годах стажировалась в Молодежной оперной студии Хьюстонской Большой оперы, где спела партии Мюзетты ("Богема"), Лючии ("Лючия ди Ламмермур"), Джильды ("Риголетто"). В 2008 году дебютировала на Зальцбургском фестивале (Царица ночи в "Волшебной флейте"), в 2010 году спела эту партию в Большом театре, Венской опере, Метрополитен, Лос-Анжелесе, в Ла Скала. Сотрудничает с выдающимися дирижерами - Риккардо Мути, Зубином Метой, Джеймсом Конлоном, Патриком Саммерсом, Петером Шнайдером, Адамом Фишером, Владимиром Спиваковым и др.