Русские в глазах австрийцев
Интервью с профессором Анатолием Бердичевским
Как выглядит типичный русский в глазах австрийца?
Здесь необходимо различать мнение о русских тех австрийцев, которые еще не были в России, и тех, которые хотя бы раз там побывали.
У тех, кто не был в России, существуют определенные клише и стереотипы, создаваемые австрийскими СМИ, прежде всего телевидением.
Несколько лет назад австрийcкое радио провело серию передач о жизни в Вене представителей разных культур, разных национальностей.
Что же интересовало австрийцев в отношении русских?
В числе прочего их интересовало: сколько водки в день выпивают русские, как они используют в быту самовар, сколько матрешек держат в доме.
Выяснилось, что водки русские выпивают значительно меньше, чем австрийцы пива, что электрический чайник проще и удобнее самовара, a матрешек русские используют исключительно для подарков австрийским друзьям. Так что особой экзотики в русских домах не было.
Те же, кто хоть раз побывал в России, получают совсем другие впечатления.
Вот мнение моей студентки, которая была в Москве.
«За три недели моего пребывания в Москве я влюбилась в этот город – один из прекраснейших городов мира.
Русские вызвали у меня раздвоенные чувства. Были и те, которые делали вид, что не понимают меня только потому, что я не так произносила слова, но и те, которые были значительно приветливее австрийцев: это – продавщица на рынке, которая, к купленным мною персикам еще бесплатно дала мне другие фрукты; продавщица в табачном киоске, которая, узнав, что я иностранка, начала расспрашивать меня обо всем...
Как все это не совпадает с тем, что пишут наши газеты о России!»
Те, кто занимается бизнесом с российскими предпринимателями, отмечают, что для русских типичны:
Стремление к лидерству
Небрежность в малых делах и собранность – в больших.
Повышенная возбудимость, необдуманная поспешность в действиях
Однобокий способ мышления.
Если они отрицают социализм, то не хотят видеть в нем ничего хорошего
Любовь к крайностям и противоречивость
Чувство юмора, которое, возможно, связано c их романтическим характером, a также c высокой степенью образования и культурного воспитания.
Чувство собственного достоинства, которое иногда превращается в слепую заносчивость, убеждение, что русским в мире уготована какая-то особая роль.
На чем базируются основные заблуждения во мнении австрийцев о русских?
Как я уже сказал, у большинства австрийцев, которые не имеют дел с русскими, представления о них складываются из информации австрийских СМИ, дающих в основном только негативную информацию, т.е. они как бы усиливают те клише и стереотипы, которые существуют в голове австрийского обывателя.
Как я уже сказал, у большинства австрийцев, которые не имеют дел с русскими, представления о них складываются из информации австрийских СМИ, дающих в основном только негативную информацию, т.е. они как бы усиливают те клише и стереотипы, которые существуют в голове австрийского обывателя.
Как-то один из австрийских русистов на методическом семинаре, которые я ежегодно провожу с учителями русского языка в Австрии, назвал мне ключевые слова, которыми Россия представляется в австрийских СМИ: мафия, коррупция, водка, преступность, опасность, большинство из которых, кстати, являются в плане языка интернационализмами и понятны даже начинающим.
В одной из австрийских газет, например, была опубликована фотография, на которой изображен милиционер с автоматом. Подпись под фотографией: «Будни Москвы». Позвонив в редакцию, я узнал, что снимок был сделан у американского посольства, где, естественно, стоит охрана с оружием. С таким же успехом в российской газете можно было бы опубликовать снимок с подписью «Будни Вены». Или: в солидном гламурном венском журнале, представлявшем различные страны новой Европы, Россия была представлена следующим образом: «Россия – страна, где даже самый маленький успех отмечается водкой!».
Каждый год мои студенты летом едут на 3 недели на интенсивный курс русского языка в Москву, и каждый год я отвечаю на вопросы:
– А не страшно лететь в Москву «Аэрофлотом»?
– А в Москве можно свободно ходить по улицам?
– А мы не отравимся русскими продуктами?
– А не страшно лететь в Москву «Аэрофлотом»?
– А в Москве можно свободно ходить по улицам?
– А мы не отравимся русскими продуктами?
Перед их глазами сразу возникают отслужившие свой век самолеты, которые сразу упадут, едва поднявшись в воздух; картины мафиозных разборок в ресторанах и бандитских перестрелок в лифтах гостиниц...
На одном из форумов западным корреспондентам задали вопрос: «Почему вы пишете о России только в негативных тонах?». Корреспондент немецкого журнала „Focus" Борис Рейтшустер ответил: «Если мы начнем писать о России в позитивном плане, как о чем-то необычном, особенном, читателям это будет неинтересно».
Наиболее расхожими являются представления о русских как, с одной стороны, не умеющих себя вести, пьющих; о богатых туристах и скупающих все подряд олигархах. С другой стороны, – как носителях высокой культуры, представителях науки и искусства. Как эти два образа совместимы?
Что касается олигархов, то этот имидж они, к сожалению, создают своим поведением здесь, сами. Для австрийцев есть две России: Россия Достоевского, Гоголя, Чехова, Чайковского, Малевича, Шагала, Нуриева, Нетребко – и Россия олигархов.
Что касается олигархов, то этот имидж они, к сожалению, создают своим поведением здесь, сами. Для австрийцев есть две России: Россия Достоевского, Гоголя, Чехова, Чайковского, Малевича, Шагала, Нуриева, Нетребко – и Россия олигархов.
Говоря o «загадочной русской душе», обычно любят цитировать слова Ф. И. Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: y ней особенная стать – в Россию можно только верить». И действительно: понять ее трудно, даже если живешь в этой стране долго.
Причины этой непредсказуемости лежат в истории страны и особенностях ее географии, здесь поистине гигантские размеры. Другие факторы влияния – религия и культура. Из них и складываются особенности русского национального характера.
В Австрии к политике в России относятся с большим недоверием. Перед последними президентскими выборами в России австрийские газеты много писали о недостатке и даже отсутствии демократии. Путин именовался царем, а Медведев его наследником. Что вы думаете по этому поводу?
Во всех австрийских СМИ в упрек России действительно ставится также отсутствие демократии и свобод в стране. Вот только некоторые определения демократии, которыми изобилует пресса:
Во всех австрийских СМИ в упрек России действительно ставится также отсутствие демократии и свобод в стране. Вот только некоторые определения демократии, которыми изобилует пресса:
Имперская демократия
Псевдодемократия
Кастрированная демократия
Дефицит домократии
Флирт с демократией
Кагзбэшная демократия
Демократура.
При этом исходят из стандартов демократии, актуальных для Западной Европы. Конечно, если сравнивать Россию c развитыми странами, вроде США или Германии, ее демократическая эволюция c 1991 года представляется гротескной неудачей. Но эти страны тоже прошли внушительный путь, прежде чем стать демократиями.
Австрийской демократии уже более полyвека, английской – 400 лет, a американская Конститyция была принята еще в 1787 году. В России же построение демократии началось всего лишь 17 лет назад.
Тем не менее с 1991 rода в стране прошло более вocьми национальных выборов. Международные наблюдатели, хотя и указывали на эпизодические нарушения и критиковали освещение выборов в СМИ, но в целом поставили этим выборам высокие оценки. K тому же, как заметила TheInterпationalHeraldTribune, «стоит только сравнить Россию c демократическими странами, уровень развития которых примерно соответствует российскому (Хорватия, Бразилия или Мексика), и недостатки российской демократии перестают казаться необычными».
В оценках здесь не учитывается ни география, ни история России.
В России никогда не существовало географического и исторического баланса.
Монотонность природы на Великой русской равнине, отсутствие гор и возвышенностей вело к единообразию занятий (возделывание овощей, разведение скота и т.п.), а потом и обычаев русских. Отсюда – открытость русской души, широта характера русских. Но эта широта, большие пространства открывали путь медленной, неторопливой работе, потому что спешить было некуда: расстояние между домами было иногда 100 – 200 км. В результате у русского человека не выработалась, например, европейская экономия времени и пространства.
Кроме того, российские границы находились под постоянной угрозой, a сама Россия все время балансировала на грани войны и мира.
Исходя даже из этих изначальных предпосылок, было бы неразумно предполагать, что Россия сможет скопировать европейскую демократию в чистом виде. Россия всегда будет другим миром.
Что касается того, что Медведев – наследник Путина, я не вижу в этом ничего плохого. В ельцинские времена Россию на Западе всерьез не принимали.
Сейчас же даже австрийская пресса во время выборов Медведева писала: «Если Медведев продолжит линию Путина, всё будет хорошо». Кроме того, здесь отмечают и шаги Медведева в плане либерализации общества. Обозреватели – эксперты по России, в частности, известный эксперт Александр Рар отметил, что у людей появилась надежда на изменение российской системы в сторону демократии. Россия меняется и будет меняться дальше, но гораздо медленнее, чем хотелось бы.
О роли веры в России в Австрии почти не пишут. Что думают австрийцы о том, насколько религия влияет на жизнь русских, и какова ситуация в действительности?
Прежде всего следует отметить, что религия в Австрии не играет большую роль в жизни общества, хотя Австрия по традиции считается «католической страной», т.е. подавляющее большинство австрийского населения – католики (74%). Поэтому австрийцы мало интересуются религиозной жизнью России, их больше интересует социальная и экономическая ситуация. Тем не менее, хотел бы привести мнение моего хорошего знакомого – австрийца, который был в православном храме.
«Когда я нахожусь в православной церкви, то у меня нередко возникает более интимное ощущение, чем в католическом храме. Это, может быть, связано с очень личным восприятием. Я никогда не забуду тот момент, когда однажды – давно-давно – к вечеру передо мной во время легкого снегопада появилась церковь Покрова на Нерли. Несмотря на то, что в то время церковь была закрыта и я не видел ее интерьера, это ощущение меня никогда не оставляло: всегда, когда я вижу подобную церковь, у меня возникает это теплое чувство».
Исследователи на Западе считают, что будущее России произрастает из трех корней. Так считает, например, профессор Джеймс Биллинггон - признанный специалист по истории российской культуры в США. Одним из этих корней является христианская православная культура. (Второй корень состоит в том, что Россия – это часть Европы. Третий корень – географическая среда.) Именно христианская православная культура формировала русскую славянскую цивилизацию. Христианство играло в России дaже большую роль, чем в Западной Европе, так будет и впредь.
Несмотря на то, что две трети России находятся в Азии, в Австрии Россия считается европейской страной. Почему это так и насколько Россия действительно европейская страна?
Второй корень будущего, по мнению Джеймса Биллинггона, состоит в том, что Россия – это часть Европы. И с этим нельзя не согласиться.
Здесь, мне кажется, нет и не может быть даже предмета спора. Все, что Россия брала от Европы, она не только великолепно усваивала, но и удивительнейшим образом развивала. Это относится и к духовной сфере, и к материальной.
Второй корень будущего, по мнению Джеймса Биллинггона, состоит в том, что Россия – это часть Европы. И с этим нельзя не согласиться.
Здесь, мне кажется, нет и не может быть даже предмета спора. Все, что Россия брала от Европы, она не только великолепно усваивала, но и удивительнейшим образом развивала. Это относится и к духовной сфере, и к материальной.
Вот что писал об этом еще в 1839 году французский литератор Астольф де Кюстин, посетивший Россию по приглашению царя Николая I: «Общество в Москве приятное. Гостеприимные обычаи древней Азии и изящные манеры цивилизованной Европы сделали жизнь легкой и приятной. Москва, лежащая на границе двух континентов, является привалом между Лондоном и Пекином».
Таким образом, органическое слияние духовной культуры Запада c культурой православия и отношением к природе, которое продолжает оставаться в русском национальном характере, сохранится в базовой основе русской культуры. Это имеет значение не только для русских, но и для всего мира.
На состоявшемся в Вене в мае Круглом столе «Мы – Европа», посвященном открытию конкурса Евровидения в Москве, со стороны австрийских политиков и бизнесменов прозвучал тезис: для Европы Россия всегда была и остается Европой. А на последней сессии ПАСЕ был подчеркнут тот факт, что в Европе имеется альтернативный Брюсселю и Страсбургу центр силы – он расположен в Москве.
Софья Хоменко
Источник: Новый венский журнал