Русская возлюбленная "короля вальсов"
В этом году исполняется 155 лет с тех пор, как знаменитый австрийский композитор и дирижер Иоганн Штраус впервые приехал с гастролями в Россию. Его ожидало здесь не только признание, но и страстная и нежная любовь.
Роману знаменитого венского композитора и дирижера Иоганна Штрауса и русской аристократки Ольги Смирнитской не суждено было закончиться счастливо. Но они долгое время тайно переписывались, и копии писем "короля вальсов" к русской возлюбленной, которая была на 12 лет моложе его, не так давно обнаружили в одном из венских архивов.
Австрийский журналист Томас Айгнер (Thomas Aigner) написал книгу, основой для которой стали эти сто любовных посланий (она уже переведена и на русский язык и в русском варианте называется "Иоганн Штраус - Ольга Смирнитская: сто писем о любви"). Эти письма существенно изменили представления о романе Штрауса и Ольги, сложившиеся у тех, кто смотрел забытую сегодня ленфильмовскую мелодраму "Прощание с Петербургом".
Иоганн Штраус, тогда уже очень популярный композитор, впервые был приглашен ко двору русского царя в 1856 году. Существует романтическая легенда о том, как Штраус познакомился с Ольгой Смирнитской. Она якобы посылала ему записки во время концертов, подписываясь "Незнакомкой", а потом открылась во время личной встречи. У Томаса Айгнера есть определенные сомнения на этот счет. Как бы там ни было, но роман композитора с Ольгой начался, скорее всего, в 1858 или даже 1859 году. Ольге тогда было чуть больше 20 лет.
Первая любовь
Василий Николаевич Смирнитский, отец Ольги, происходил из довольно богатой дворянской семьи, но звезд с неба не хватал. Он пошел по артиллерийской части. Правда, участвовал в одной-единственной военной кампании: усмирял в 1830 году польское восстание. Позже, будучи в чине штабс-капитана, женился на купеческой дочери Евдокии (в общем-то, Авдотье) Гороховой. В 1837 году у них родилась дочь Ольга. Она получила домашнее образование, затем окончила один из петербургских институтов благородных девиц, хорошо владела как французским, так и немецким языками, и - самое интересное - сочиняла музыку.
Когда ей было 19 лет, солидное петербургское музыкальное издательство опубликовало ноты ее первых романсов на слова Пушкина, Лермонтова и малоизвестной поэтессы Кутузовой. Музыкальный критик "Северной пчелы" отозвался о "композициях госпожи Смирнитской" весьма благосклонно.
Разумеется, не только по этой причине Иоганн Штраус стал включать в программы своих концертов, которые давались в Павловском "воксале", произведения Ольги в собственной оркестровке. Впрочем, он исполнял опусы и других русских композиторов-любителей благородного происхождения - публике это льстило. Но Ольга все же - случай особый. Штраус несколько раз включал в репертуар Павловских концертов ее романсы. К сожалению, из них сохранился только один-единственный, зато с многообещающим названием "Первая любовь".
Роману знаменитого венского композитора и дирижера Иоганна Штрауса и русской аристократки Ольги Смирнитской не суждено было закончиться счастливо. Но они долгое время тайно переписывались, и копии писем "короля вальсов" к русской возлюбленной, которая была на 12 лет моложе его, не так давно обнаружили в одном из венских архивов.
Австрийский журналист Томас Айгнер (Thomas Aigner) написал книгу, основой для которой стали эти сто любовных посланий (она уже переведена и на русский язык и в русском варианте называется "Иоганн Штраус - Ольга Смирнитская: сто писем о любви"). Эти письма существенно изменили представления о романе Штрауса и Ольги, сложившиеся у тех, кто смотрел забытую сегодня ленфильмовскую мелодраму "Прощание с Петербургом".
Иоганн Штраус, тогда уже очень популярный композитор, впервые был приглашен ко двору русского царя в 1856 году. Существует романтическая легенда о том, как Штраус познакомился с Ольгой Смирнитской. Она якобы посылала ему записки во время концертов, подписываясь "Незнакомкой", а потом открылась во время личной встречи. У Томаса Айгнера есть определенные сомнения на этот счет. Как бы там ни было, но роман композитора с Ольгой начался, скорее всего, в 1858 или даже 1859 году. Ольге тогда было чуть больше 20 лет.
Первая любовь
Василий Николаевич Смирнитский, отец Ольги, происходил из довольно богатой дворянской семьи, но звезд с неба не хватал. Он пошел по артиллерийской части. Правда, участвовал в одной-единственной военной кампании: усмирял в 1830 году польское восстание. Позже, будучи в чине штабс-капитана, женился на купеческой дочери Евдокии (в общем-то, Авдотье) Гороховой. В 1837 году у них родилась дочь Ольга. Она получила домашнее образование, затем окончила один из петербургских институтов благородных девиц, хорошо владела как французским, так и немецким языками, и - самое интересное - сочиняла музыку.
Когда ей было 19 лет, солидное петербургское музыкальное издательство опубликовало ноты ее первых романсов на слова Пушкина, Лермонтова и малоизвестной поэтессы Кутузовой. Музыкальный критик "Северной пчелы" отозвался о "композициях госпожи Смирнитской" весьма благосклонно.
Разумеется, не только по этой причине Иоганн Штраус стал включать в программы своих концертов, которые давались в Павловском "воксале", произведения Ольги в собственной оркестровке. Впрочем, он исполнял опусы и других русских композиторов-любителей благородного происхождения - публике это льстило. Но Ольга все же - случай особый. Штраус несколько раз включал в репертуар Павловских концертов ее романсы. К сожалению, из них сохранился только один-единственный, зато с многообещающим названием "Первая любовь".
Обожаемое дитя
Роман Штрауса и его русской поклонницы развивался стремительно. Спустя всего два месяца после начала переписки в одном из тайных посланий Штраус уже обращается к Ольге на "ты", а очень скоро делает ей предложение вступить в брак. И Ольга согласилась! Во всяком случае, в одном из писем Иоганн Штраус, вспоминая их разговор, пишет, что это был "счастливейший момент" в его жизни: "Ольга! Возьми же мое сердце!.. С сегодняшнего дня я живу только надеждой не покидать тебя никогда, принадлежать тебе.. мое обожаемое дитя".
Как мог Иоганн Штраус выразить свою любовь? Конечно же, в музыке. Одна из его знаменитых полек, которую он посвятил Ольге, называется "Бонбоньерка". Так Штраус и Ольга называли тайные послания, которыми они обменивались с помощью друзей. Однако хотя модный композитор, приехавший в Россию, и был желанным гостем в доме Смирнитских, представить его членом семьи родителям Ольги даже в голову прийти не могло. Брак дворянки с капельмейстером, пусть даже всемирно известным, был бы с точки зрения родителей Ольги (как, впрочем, и всего их окружения) скандальным мезальянсом.
Как мог Иоганн Штраус выразить свою любовь? Конечно же, в музыке. Одна из его знаменитых полек, которую он посвятил Ольге, называется "Бонбоньерка". Так Штраус и Ольга называли тайные послания, которыми они обменивались с помощью друзей. Однако хотя модный композитор, приехавший в Россию, и был желанным гостем в доме Смирнитских, представить его членом семьи родителям Ольги даже в голову прийти не могло. Брак дворянки с капельмейстером, пусть даже всемирно известным, был бы с точки зрения родителей Ольги (как, впрочем, и всего их окружения) скандальным мезальянсом.
И когда в июле 1859 года Штраус, так сказать, официально попросил у Евдокии Смирнитской руки ее дочери, он получил резкий отказ. Правда, Евдокия Иоакимовна, урожденная Горохова, сама родилась в купеческой семье, но допустить брак дочери с "музыкантишкой" никак не могла. И хотя открыто о низком происхождении претендента не говорилось, именно это и было главной причиной отказа.
Тем не менее, влюбленные продолжали тайно переписываться, несмотря на запреты Ольгиной матери. Расставаться они не хотели, и как будто (сегодня это трудно точно установить) обсуждали фантастический план побега, похищения невесты и романтической свадьбы где-нибудь в глуши. Однако прежде Штраус хотел сообщить о своей любви матери, чтобы получить благословение хотя бы от нее. Но с письмом этим явно медлил. 34-летний прославленный композитор боялся ее реакции. Мать держала его, что называется, в ежовых рукавицах. Она была его главным "менеджером" и сама решала, когда ему ехать в Россию, а когда оставаться в Вене. Штраус тянул до последнего - и не зря. Строгая мамаша невестку из России иметь не захотела. Пришлось смириться с разлукой.
Разлука и разрыв
Иоганн Штраус покинул Россию. Однако писать Ольге не переставал, и она отвечала ему, хотя передавать любовные послания с тайной оказией стало, конечно, труднее. "Любимая Ольга, я очень опечален, что от Тебя нет письма. Пошли мне хоть пару строк, прошу Тебя", - пишет Штраус. А Ольга, к которой письма Штрауса приходят через третьи руки и с большим опозданием, страдает не меньше и горько сетует на то, что возлюбленный забыл ее. "Сегодня я получил Твое милое письмо, - отвечает ей Штраус, - в котором Ты жалуешься, что получаешь от меня так мало писем... Мой Ангел, сомневайся во всем, но не в моей любви к Тебе".
Но, судя по всему, разлука сделала свое дело. Разрыв был предрешен. Композитора уже занимали другие дела. До Смирнитской стали доходить слухи о том, что у Штрауса появилась новая подруга. Она все реже пишет ему, и вскоре Штраус узнает, что в Петербурге объявлено о помолвке Ольги с Александром Лозино-Лозинским, дворянином с польскими корнями. Любовь кончилась.
Штраус потом еще несколько раз приезжал в Россию, уже женатым человеком (он, кстати, был женат трижды). Последний раз "король вальсов" давал концерты на Пасху 1886 года в Санкт-Петербурге, Москве и Павловске. Отношения со своей русской возлюбленной, судя по всему, не возобновлял. Но в его, может быть, самой знаменитой оперетте "Летучая мышь" одну из героинь представляют как знаменитую русскую актрису по имени Ольга. Совпадение?
Кстати, "настоящая" Ольга явно была не слишком счастлива в браке. Супруг оказался деспотом, большое состояние семьи растаяло. Скончались она и ее муж в глубокой старости, уже после революции, оба в январе 1920 года, Ольга - спустя восемь дней после супруга. Штрауса она пережила на 20 с лишним лет.
Автор: Ефим Шуман
Источник: http://www.dw-world.de