Четверг, 25.04.2024, 09:34


Музей Монпарнаса. Выставка "Мария Васильева в своих стенах"

Музей Монпарнаса находится в помещении бывшей мастерской русской художницы Марии Ивановны Васильевой (1884 – 1957), которая жила в Париже с 1907 года. В Париже Васильева поселилась на авеню дю Мэн, основав (в д. № 54 этой же улицы, 1910 г.) Русскую академию, более известную как "Академия Васильевой". Двумя годами позже она сняла мастерскую в доме № 21, где сегодня и работает музей.

В мастерской Васильевой на авеню дю Мэн в эпоху расцвета художественного Монпарнаса бывали Пикассо, Брак, Модильяни, Сутин, Цадкин, Макс Жакоб и Матисс, чьей ученицей была Васильева. Фернан Леже дважды выступал в Русской академии с докладами "о современном искусстве". Говорят, что знаменитый русский коллекционер живописи Щукин начал покупать работы Матисса после того как Васильева написала о нем статью в журнале "Золотое руно" (1906-09, Москва, изд. Рябушинский). Щукин заказал Матиссу несколько картин для своего московского дома, одна из них – "Танец"– находится сегодня в Эрмитаже.

Мария Васильева посещала студию Матисса на бульваре Инвалидов (где тогда было много студентов из скандинавских стран), выставлялась на Парижских осенних салонах. До 1914 г. много путешествовала, возвращалась в Россию. В начале Первой мировой войны была медсестрой во Французском Красном Кресте.
В этот же период, когда многие художники в Париже лишились доходов, Васильева основала в своей мастерской столовую ("Cantine des artistes"), обед там стоил менее 65 сантимов, 75 – с вином.

Сегодня начатое Марией Васильевой дело помощи бедствующим художникам продолжает французская ассоциация "Immanence", которая в помещении мастерской на ав. дю Мэн устраивает распродажи.

Выставки работ Васильевой (стиль которой искусствоведы относят к кубизму) проходили в Лондоне, Нью-Йорке. С 1924 года она работает для театра, выполняя эскизы декораций и костюмов. После лондонской выставки 1930 г. она переезжает на юг Франции. В Париж Васильева вернется только после Второй мировой войны. Однако довоенная популярность в этот момент уже, очевидно, была для художницы потеряна – послевоенные годы будет организовано лишь несколько ее выставок, она переселяется в дом для престарелых художников в Ножане-сюр-Марн, неподалеку от Парижа. После смерти Васильевой в 1957 г. друзья организуют выставку-ретроспективу ее работ.

Наибольшую известность сегодня имеют портреты, выполненные Марией Васильевой, в частности ее друзей художников и поэтов, Модильяни и Жана Кокто, – участников шумных вечеринок в ее студии 1910 – 20 гг.

Немногочисленные биографы Васильевой описывают живописные подробности этих вечеринок, собиравших весь цвет тогдашней парижской артистической жизни. В 1917 г. Мария и Макс Жакоб устраивали в мастерской Васильевой вечер в честь Жоржа Брака, который только что вернулся с войны (он получил ранение и был демобилизован).
 
Модильяни, явившийся на вечер без приглашения, застал свою бывшую подругу писательницу Беатрис Хастингс (с которой он расстался в 1916 г., их познакомил скульптор Осип Цадкин) в компании с новым возлюбленным, Альфредо Пина. Модильяни (который, как известно, сильно пил) затеял ссору, и Пина вытащил пистолет. Васильева тогда выставила Модильяни за дверь, но сцену – зарисовала. Остались и другие ее зарисовки вечеринок – менее драматических, собиравшихся в мастерской на авеню дю Мэн.

Источник: www.russianparis.com

 
Меню сайта
Наш опрос
Где вы про нас узнали?
Всего ответов: 230
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Русский Топ
Русские линки Германии
Русскоговорящая Европа - каталог русскоязычных фирм и специалистов Европы
Дети сети... Родительский веб-портал о детях
WOlist.ru - каталог качественных сайтов Рунета
Безопасность знакомств
Женский журнал Jane


Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz