Как мы писали сказку
Накануне 200-летия со дня рождения сказочников братьев Гримм издательством «STELLA» (Германия) был объявлен большой конкурс: детского рисунка, литературный конкурс – сказки на немецком языке, на русском языке – по мотивам сказок братьев Гримм. Нам предложили перечитать одну-две сказки и написать сказку собственную с этими же героями, но в других обстоятельствах.
Мы так и сделали. Перечитали несколько сказок, выбрали «Волшебный горшок» и решили написать продолжение.
Надо сказать о том, кто такие Мы…. Мы – это дети из группы продленного дня соседней гимназии, занимающиеся в нашем дизайн-клубе кружевоплетением, и, собственно, я – педагог, преподающий это самое кружевоплетение. Дети учатся во втором классе, им по 8 лет. Каждый из них занят собственной работой – кто-то плетет на коклюшках фрагмент уже нарисованного образа, кто-то в поиске этого образа, пытается рисовать, а кто-то еще только знакомится с первыми элементами кружева и упорно плетёт образцы. Словом, все очень заняты. А тут я со своими сказками… Чувствую некоторое недовольство – что мы, маленькие? Какие сказки? Ладно, нарисуем волшебные горшки для конкурса. Но я уже выпустила дух фантазии на свободу, и первые идеи продолжения сказки стали витать в умах моих серьёзных учеников.
Настя: «А как же, до сих пор у них этот горшочек варит кашу? Они что же, ничего не делают? Ведь девочка-то выросла!»
(А я ехидно думаю: да уж 200 лет прошло…)
Настя: «Давайте сделаем так: мама будет шить платья, а девочка плести кружева». (Кажется, моё влияние на детей сказывается…)
Ярослав: «Им за это деньги платят, они еду и покупают».
Я: «А гостей они приглашают? Угощают волшебной кашей?»
Никита: «Да, угощают, к ним приходит много гостей, потому что они весёлые и любят со всеми дружить». (Плетет спинку пингвина черными нитками, а это сложно, потому и отвлекается с трудом.)
Ярослав: «Но однажды к ним в дом пришла незнакомая женщина, а они не знали, что она очень злая».
Ну, думаю, вот и интрига! С этого момента начинаю записывать, всё, что дети говорят. К немалому неудовольствию Алины, которая плетет бабочку и у неё возникают вопросы. Прошу её немного подождать, ибо не хочу пропустить ничего из сказанного. Здесь привожу далеко не все, что записала, о чем говорили дети.
Ярослав: «На следующее утро на кухне пропал горшок для компота…»
Никита: «Но на следующий день к ним опять пришли гости».
Ярослав: «А утром пропал ещё один горшок. Пора обращаться в полицию».
Никита: «Какая полиция, думай! 200 лет назад её ещё не было!»
Ярослав: «Но ведь вещи пропадают, надо идти к шерифу или в милицию, или в полицию!»
Я: «А сами наши героини не могут подумать и разобраться?»
Никита: «Конечно, могут! Просто волшебный горшок ещё не украли, а сразу понятно, что хотели украсть его! Вот девочка и спряталась на кухне ночью, чтобы проследить, кто крадёт».
Ярослав: «Конечно же, это была…»
На этом месте занятие заканчивается, детям надо идти на обед и на уроки.
Прошла неделя. Снова мои кружевники и кружевницы сидят за пяльцами и что-то выплетают. Ярослав рисует и …. Сочиняет дальше.
Ярослав: «Девочка никого не дождалась, потому что услышала, как лают собаки. Она пошла на этот лай, и увидела на поляне костер и свои горшки. И злая женщина им приказывала: Горшок, вари!!!»
Никита: «А от собак она отбивалась палкой».
Ярослав: «Она же не знала, какой горшок волшебный! А его тут и не было!»
Я: «Что же сделала девочка?»
Ярослав: «Пошла в полицию!»
Я: «Ну ведь это совсем не по-сказочному…»
Настя: «Да не хотела девочка больше каши! Ярослав, ты хочешь сейчас каши?»
Ярослав: «Каши – нет. А вот чего-нибудь вкусненького хочу!»
Я: «Значит, ты не голоден?»
Ярослав: «Нет, не голоден нисколько… А! Я понял! Вы хотите отдать этой женщине волшебный горшочек?!! Ну, нет! Отдать его злодейке?!»
Настя (плетет змейку): «А вдруг она такая злая потому, что её никто не любит! И у неё никого нет! С чего бы она тогда к незнакомым людям в гости ходила?»
Никита: «Ну конечно, девочка же добрая! Вот и пожалела. Не стала наказывать эту женщину».
Настя: «Она попросила эту злую женщину помогать им с мамой по дому, когда много работы, а за это отдала Тот Самый горшочек».
Никита: «Нет, девочка его просто отдала, потому что пожалела эту женщину. А женщина уже потом стала им помогать по дому».
Ярослав: «Ну да, ей же стали платить за работу, и она тоже могла теперь купить себе еды».
Я: «Что же стало с горшком, если никто каши больше не хочет?»
Настя: «А горшок волшебный отдали бедным людям, тем, кто сейчас голоден».
Никита: «Да, тем, кому он сейчас нужнее…»
Когда я набирала на компьютере всё, что записала, то увидела: сказка-то получилась! Даже редактировать эти записи почти не стала, чтобы сохранить детскую непосредственность и обаяние…
С добрыми пожеланиями всем читателям
Надежда Волынкина
26 сентября 2013 в городе Красноярске состоялось награждение ребят – авторов сказки «Волшебный горшок. Продолжение». Сказка ребят вошла в детскую книгу «Дорога сказок».