Как мы писали сказку
Накануне
200-летия со дня рождения сказочников братьев Гримм издательством «STELLA» (Германия) был объявлен большой конкурс: детского рисунка,
литературный конкурс – сказки на немецком языке, на русском языке – по мотивам
сказок братьев Гримм. Нам предложили перечитать одну-две сказки и написать
сказку собственную с этими же героями, но в других обстоятельствах.
Мы
так и сделали. Перечитали несколько сказок, выбрали «Волшебный горшок» и решили
написать продолжение.
Надо сказать о
том, кто такие Мы…. Мы – это дети из
группы продленного дня соседней гимназии, занимающиеся в нашем дизайн-клубе
кружевоплетением, и, собственно, я – педагог, преподающий это самое
кружевоплетение. Дети учатся во втором классе, им по 8 лет. Каждый из них занят
собственной работой – кто-то плетет на коклюшках фрагмент уже нарисованного
образа, кто-то в поиске этого образа, пытается рисовать, а кто-то еще только
знакомится с первыми элементами кружева и упорно плетёт образцы. Словом, все
очень заняты. А тут я со своими сказками… Чувствую некоторое недовольство – что
мы, маленькие? Какие сказки? Ладно, нарисуем волшебные горшки для конкурса. Но
я уже выпустила дух фантазии на свободу, и первые идеи продолжения сказки стали
витать в умах моих серьёзных учеников.
Настя: «А
как же, до сих пор у них этот горшочек варит кашу? Они что же, ничего не
делают? Ведь девочка-то выросла!»
(А я
ехидно думаю: да уж 200 лет прошло…)
Настя: «Давайте
сделаем так: мама будет шить платья, а девочка плести кружева». (Кажется, моё влияние на детей сказывается…)
Ярослав: «Им
за это деньги платят, они еду и покупают».
Я: «А
гостей они приглашают? Угощают волшебной кашей?»
Никита: «Да,
угощают, к ним приходит много гостей, потому что они весёлые и любят со всеми
дружить». (Плетет спинку пингвина черными нитками, а это сложно, потому и отвлекается
с трудом.)
Ярослав: «Но
однажды к ним в дом пришла незнакомая женщина, а они не знали, что она очень
злая».
Ну,
думаю, вот и интрига! С этого момента начинаю записывать, всё, что дети
говорят. К немалому неудовольствию Алины, которая плетет бабочку и у неё
возникают вопросы. Прошу её немного подождать, ибо не хочу пропустить ничего из
сказанного. Здесь привожу далеко не все, что записала, о чем говорили дети.
Ярослав:
«На следующее утро на кухне пропал горшок для компота…»
Никита:
«Но на следующий день к ним опять пришли гости».
Ярослав: «А
утром пропал ещё один горшок. Пора обращаться в полицию».
Никита:
«Какая полиция, думай! 200 лет назад её ещё не было!»
Ярослав: «Но
ведь вещи пропадают, надо идти к шерифу или в милицию, или в полицию!»
Я: «А
сами наши героини не могут подумать и разобраться?»
Никита: «Конечно,
могут! Просто волшебный горшок ещё не украли, а сразу понятно, что хотели
украсть его! Вот девочка и спряталась на кухне ночью, чтобы проследить, кто
крадёт».
Ярослав: «Конечно
же, это была…»
На этом месте
занятие заканчивается, детям надо идти на обед и на уроки.
Прошла неделя.
Снова мои кружевники и кружевницы сидят за пяльцами и что-то выплетают.
Ярослав рисует и …. Сочиняет дальше.
Ярослав:
«Девочка никого не дождалась, потому что услышала, как лают собаки. Она пошла
на этот лай, и увидела на поляне костер и свои горшки. И злая женщина им
приказывала: Горшок, вари!!!»
Никита:
«А от собак она отбивалась палкой».
Ярослав:
«Она же не знала, какой горшок волшебный! А его тут и не было!»
Я: «Что
же сделала девочка?»
Ярослав:
«Пошла в полицию!»
Я: «Ну
ведь это совсем не по-сказочному…»
Настя: «Да
не хотела девочка больше каши! Ярослав, ты хочешь сейчас каши?»
Ярослав: «Каши
– нет. А вот чего-нибудь вкусненького хочу!»
Я:
«Значит, ты не голоден?»
Ярослав: «Нет,
не голоден нисколько… А! Я понял! Вы хотите отдать этой женщине волшебный
горшочек?!! Ну, нет! Отдать его злодейке?!»
Настя (плетет змейку): «А
вдруг она такая злая потому, что её никто не любит! И у неё никого нет! С чего
бы она тогда к незнакомым людям в гости ходила?»
Никита: «Ну
конечно, девочка же добрая! Вот и пожалела. Не стала наказывать эту женщину».
Настя:
«Она попросила эту злую женщину помогать им с мамой по дому, когда много
работы, а за это отдала Тот Самый горшочек».
Никита: «Нет,
девочка его просто отдала, потому что пожалела эту женщину. А женщина уже потом
стала им помогать по дому».
Ярослав: «Ну
да, ей же стали платить за работу, и она тоже могла теперь купить себе еды».
Я: «Что
же стало с горшком, если никто каши больше не хочет?»
Настя: «А
горшок волшебный отдали бедным людям, тем, кто сейчас голоден».
Никита: «Да,
тем, кому он сейчас нужнее…»
Когда я набирала
на компьютере всё, что записала, то увидела: сказка-то получилась! Даже редактировать
эти записи почти не стала, чтобы сохранить детскую непосредственность и
обаяние…
С добрыми пожеланиями всем читателям
Надежда
Волынкина
26 сентября 2013
в городе Красноярске состоялось награждение
ребят – авторов сказки «Волшебный горшок. Продолжение». Сказка ребят вошла в
детскую книгу «Дорога сказок».
|