С недавних пор на Кипре выходит Русский журнал «СТИЛЬ ЖИЗНИ». «Стиль Жизни» – это единственный ежемесячный журнал о жизни в России, в мире и на острове. Журнал о знаменитых людях, «звездах» шоу-бизнеса, кино, театра и музыки, новинках мирового книжного рынка, о новинках киноиндустрии, новостях культуры, моды и бизнеса, кулинарии и медицины и многом другом. Журнал «Стиль Жизни» – это современный журнал, созданный профессионалами России и Кипра в области журналистики, дизайна и культуры, распространяется по всему Кипру (кроме Северного Кипра). Количество читателей около 12.000 человек в месяц. В одном из последних номеров было опубликовано интервью с нашей Добродеей Ладой Баумгартен. Вопросы задавал Герман Садченков.
– Что для вас понятие «литература»?
– Очень серьезный вопрос. Так и хочется обратиться к энциклопедии и сказать что-то умное. Но, наверное, умно говорить я не умею. Поэтому скажу просто: для меня литература, как в принципе и для большинства, – совокупность любых письменных текстов. Можно пуститься в дискуссию о том, что такое хорошая литература и плохая, порассуждать о явлении, так называемом, литературой… Мне представляется, что у каждого образованного человека есть на этот счет своя точка зрения. Специфика же моей деятельности заключается в том, чтобы, оставаясь собой, в то же время оставаться и на нейтральной территории. Не ругая одних и не восхваляя других авторов, хорошим и добротным текстам помочь найти своего читателя, а «сыроватенькие» довести до удобочитаемой кондиции, ну и попутно, может быть, помочь авторам получить новые литературные и окололитературные знания. Хотя, если честно, учиться у нас не любят…да-с…
– Помните ли вы, когда вы впервые встретились с литературой? Каковы ваши воспоминания детства о первых книгах? Кто были первыми любимыми писателями?
– С дамой по имени Литература я встретилась в школе в первом классе. Вот сижу и припоминаю, почему-то у меня всегда было деление – книги – это для души, а литература – для учебы. Я с детства обожала книги. Так как читать научилась довольно рано, то первые книги для меня из школьной библиотеки приносили старшие братья. Я читала запоем практически все подряд. Хотя постепенно в школе моя тяга к чтению стала несколько ослабевать. Вы, наверное, помните вдалбливаемую в детские головы школьную программу и патриотические тексты 70-ых. Конечно, размышлять и анализировать по поводу них я еще не умела, но на подсознательном уровне отторжение от такой программы явно прогрессировало. К тому же я была «примерным читателем» – не помню, откуда у меня возникла такая установка, но правила – любую книгу дочитать до конца – придерживалась неукоснительно, читая до одурения и тошноты, по нескольку раз крутясь на одной фразе до достижения ее смысла. Ну и вместо учебников я, будучи школьницей, уже сама бежала в библиотеку и выбирала то, что приходилось больше по душе. В основном это были какие-нибудь приключения вроде «Пятнадцатилетнего капитана» Жюля Верна, или же что-то в стиле Джеймса Крюса, как, например, его «Тим Талер, или Проданный смех», ну и т.д.
– Когда вы поняли, что в вашу жизнь вошла литература? Мечтали ли вы сами писать? Ваши воспоминания и переживания по этому поводу?
– Если честно, писать никогда не мечтала и не собиралась. Когда была крохой, из меня фонтаном извергались разнообразные детские стишки. Это примерно как у чукчи – все, что вижу, то – пою. Постарше, в классах в 4-5-ом, пыталась сочинять стихи на заданную тему. Но то была необходимость – пионерские сборы, дружинные «тусовки», срок два дня – вынь да положь что-нибудь о победе социалистов над капиталистами или о том, как прекрасен отчий край. А так как красот в нем много не замечалось, наверное, потому и стихов поэты ему практически не посвящали, то приходилось изворачиваться и, что-то накопав в текстах прозаических, переводить на язык поэтический так, как я это себе представляла. Случались и совсем парадоксы, когда мои стихи вдруг становились призерами каких-нибудь очередных школьных конкурсов. Но и тогда признаться, что это не поэт такой-то (фамилию старалась придумать какую-нибудь помудренее) не получалось. Раскрылся бы подвох… Да, в принципе, и не хотелось афишировать собственное авторство. Выделяться на фоне толпы – считалось о-о-чень не прилично.
– Ваша настольная книга сегодня?
– У меня ее нет. Увы! У многих есть, а у меня нет. Почему? Не люблю два раза делать что-то одно и то же, и в первую очередь это относится к видам искусства: дважды читать книгу, смотреть фильм, или идти в один и тот же музей. Мне необходимы смена эмоций, новые впечатления и т.д. Ну а уж если что-то в той или иной книге сильно затрагивало, я выписывала в специальную тетрадь и держала под рукой. Но это было в юности.
– Как и когда вы приняли решение заняться работой в Гильдии? Что вы для этого стали делать? Трудно ли было увлечь людей? Как создавалась Гильдия русскоязычных писателей Германии? Смысл ее работы и главная цель?
– Международная гильдия писателей родилась не на пустом месте. Знаете, кто-то ловит мух или бабочек, а я ловлю информацию. Когда идея о создании русскоязычного культурного поля за пределами России стала витать в воздухе, мы (это группа авторов-энтузиастов) просто ее «ухватили за хвост» и стали внедрять в Германии. Почему было и не попробовать. К тому же как-то неловко было осознавать, что соотечественники первой и второй волн эмиграции бережно хранили свой язык и культуру, создавали за рубежом немыслимое количество русских центров, издавали сотнями газеты и журналы, а в наше время хорошо, если найдется пара-тройка «не рекламных» газетенок, пытающих нести обывателям умное и прекрасное. Как результат у современных эмигрантов с постсоветского пространства исковерканный русский язык, и при полном или частичном отречении от корней наблюдается вплоть до раздвоения личности: и оттуда сбежали, и на новую родину «не приплыли», зависли посередине. Интегрироваться в инородное общество с чуждой культурой и языком даже при большом желании не у всех получается. Отсюда безысходные депрессии вплоть до суицидов. Ну а про детей вообще говорить не приходится. Родителей часто не понимают, общаясь с ними на разных языках. У подрастающего поколения – сплошная ассимиляция. У родителей – написано выше. А писатель – ведь он кто? Правильно – инженер человеческих душ, а я бы добавила – еще и врачеватель. Вот и получается, если не мы сохраним свою культуру, то кто же? Вывод: писатели всех стран объединяйтесь!
– Вашу работу можно назвать бизнесом? И можно ли назвать сегодня саму литературу – бизнесом?
– Видите ли, можно было вместо коммерческой структуры выбрать для МГП форму общественной организации. Но тогда мы сразу себя во многом ограничили бы. Ходить с протянутой рукой, просить, как милостыню, гранты и субсидии на реализацию избранной нами мисси, скажем так, гордость не позволяла. Мы решили идти другим путем, на себя и свои проекты зарабатывая. Все, скрупулезно просчитав, мы выстроили определённую модель, которая функционирует и позволяет нам оставаться на плаву, ни от кого не завися. Что согласитесь очень важно. Мало кто может похвастаться своей независимостью, а мы можем.
– Возможно ли называть писателей – учителями? И если – да, то чему учит литература сегодня?
– Знаете, а я не могу подтвердить, что писатель – он же учитель. Сегодня литература – это по большей части развлечение. Умной и серьезной прозы очень мало. Можно было бы сделать акцент на том, что детская литература прививает детям то или это. Но… подержав в руках иные книги – задумаешься, что же они дают нашим чадам? Порой кардинально противоположное тому, что бы надо. Можно бы сказать, что по книгам они учатся правильно читать и писать. Ой… Я бы некоторых «издателей» лишила лицензии на издательскую деятельность и до конца их дней и на пушечный выстрел не подпускала к книжному бизнесу. Ведь на некоторые книги без слез и не взглянешь. И заметьте, это не относится к полиграфии или иллюстративному оформлению. Это, прежде всего, относится к тотальной безграмотности текстов или нежеланию видеть эту безграмотность. Для меня же лично, каждая книга, отработанная в нашей гильдии, сродни выпестованному ребенку, которого грешно выпустить в мир без руки, ноги или глаза.
– Как влияет ваша деятельность на вашу собственную жизнь? Меняет ли это ваше поведение в жизни?
– МГП объединила не только писателей, но и мою семью. Каждый из нас нашел себя в организации. Муж занимается юридическими и налоговыми вопросами. Сын привносит в наше писательское братство дух современности и модернизации. Интернет-сообщество, которое сегодня семимильными шагами растет и развивается, его заслуга.
– Как складываются ваши отношения с партнёрами? Везёт ли вам с ними, есть ли взаимопонимание?
– Весь наш опыт говорит о том, что партнеров надо превращать в друзей. Что мы и стараемся делать. Во все другие виды партнерства я лично не верю.
– Вашу работу с уверенностью можно назвать творчеством. В чём источник вдохновения для вас? Что дает вам силы?
– Я люблю придумывать что-то новое и интересное. А если вижу, что идея нравится кому-то еще и при этом дает положительные результаты, то заряд на свершение «новых подвигов» утраивается.
– Расскажите о самых интересных событиях в работе Гильдии, ее достижениях и победах.
– Достижений и побед у МГП нет. Мы нацелены не на собственные победы, а на успехи членов организации. Вот их каждая новая высота, каждая ступень – это наша общая радость, маленький кирпичик в строительстве нашего общего добротного «здания».
– Давайте поговорим о проектах Гильдии более подробно…
– Все-таки не удержалась и полезла в словарь. Ведь проект – это что? Схема, план, программа, цель, замысел... Как я говорила, мы что-то новенькое изобретаем постоянно. Можно ли назвать проектами те дела, которые существуют на протяжении нескольких лет?.. Например, ежегодно МГП устраивает в Германии фестиваль литературы и искусства «Русский Stil». В этом году он состоится в 8-ой раз. На праздник СЛОВА к нам приезжают русскоговорящие писатели, поэты, музыканты и фотографы со всех уголков земного шара. Здесь мы стараемся совместить конкурсы, награждения лучших из лучших с образовательными и концертными программами. Знакомим гостей с городами и странами, даем возможность зарядиться тем самым вдохновением.
Есть у нас фестиваль «Культурное лето в Хорватии» – это еще одна площадка для представления себя перед публикой на адриатическом побережье. В данном случае мы делаем акцент на кино, театр и литературу – тех «трех китов», на которых зиждется современное культурное пространство. Что еще? Попутно выпускаем книжные серии, проводим разнообразные конкурсы для детей и взрослых. Мы учредили литературную премию имени поэта и публициста Ольги Бешенковской, слишком рано покинувшей нас, но немало сделавшей для писателей русского зарубежья. Учредили специальную литературную премию для детских авторов, чтобы лучше писалось. Рынок хорошей детской литературы, а самое главное – не дорогой, сегодня катастрофически мал, но об этом мы говорили выше.
– Что значит для вас «ответная реакция» на вашу деятельность? Как вы чувствуете это? Необходима ли она?
– Ответная реакция должна быть всегда. Даже если она порой бывает нелицеприятна – это лишний повод подумать о том, где случился прокол. Кстати, конструктивный критический отклик – более важен и полезен, нежели «елейный».
– Расскажите о «русской» жизни сегодняшней Германии.
– Вообще-то русская жизнь в Германии довольна разнообразна. Истинные русские старшего поколения пытаются группироваться по интересам, наравне с различными организациями общественно-культурного толка открывают предприятия частного бизнеса: магазины, риэлтерские конторы, строительные фирмы, парикмахерские и т.п. Почему так много наших уходит в подобный бизнес – все очень просто, подтвердить свои дипломы, а значит, и получить работу по специальности довольно сложно. Остается путь в предприниматели.
Вообще здесь мы все русские – независимо, откуда родом и какая национальность прописана в паспорте. Если ты с бывшего постсоветского пространства, то тебя считают русским. Да в принципе никто и не против. С другой стороны, конечно, есть некоторое деление внутри самой русскоязычной диаспоры – это мигранты, прибывшие по еврейской линии, как беженцы, и русские немцы. Как правило, здесь периодически возникают между теми и другими некоторые трения на почве кому и чем немецкое государство больше обязано и проверка на прочность чужих карманов – почему у одних субсидии выше, нежели у других. Русские жены и бывшие студенты – третья категория, находится сама по себе и пытается самостоятельно реализовываться, так как поддержка немецкого государства на них не распространяется. Одна из ключевых и больных тем в Германии воссоединение семей. Если родители (не немцы и не евреи) имеют детей старше 14 лет, то практически нет никакой возможности взять их с собой в новую страну проживания. Несмотря на то, что отпрысков немецких бюргеров государство опекает до 27 лет, дети, не являющиеся гражданами Германии, должны повзрослеть и обрести самостоятельность уже в четырнадцать.
– Я знаю о вашей работе и работе Гильдии в области театра и ТВ – давайте поговорим об этом…
– Я считаю, что в искусстве нельзя провести четкую грань и сказать, что тот или иной вид может существовать обособленно. Как правило, виды искусства дополняют друг друга, скрещиваются, плавно перетекают из одной формы в другую. И если современные потребители предпочитают получать информацию, в том числе и на культурной ниве, посредством визуальных форм – то противостоять этому глупо. Чтобы не потерять своего читателя, зрителя, слушателя необходимо приспосабливаться. Именно поэтому мы уверены, что литература и театр, переживающие кризис, но, тем не менее, так необходимые народу, должны искать новый выход на свою аудиторию посредством иных форм к ним доступа – а это в первую очередь радио и телевидение. Которые к тому же не могут обойтись и без литературной составляющей, и деятелей театра и кино. Поэтому наша цель создать некий симбиоз, в котором одно направление может быть полезно другому. Об этом мы будем говорить во время фестиваля «Культурное лето в Хорватии», впрочем, не только говорить, у нас уже частично готовы и наработки по этому вопросу, которые мы хотим предложить заинтересованным в сотрудничестве с нами партнерам.
– Есть ли у вас какая-то творческая мечта? Задумка? Идея?
– Творческая мечта… Хочется чуть больше времени на собственное творчество. Есть некая доли досады на то, что редко удается уединиться с мыслями и выложить на бумагу содержание будущего романа.
– Кроме работы в Гильдии, чем вы живете? Как отдыхаете? Что увлекает вас в этой жизни?
– Я люблю путешествовать. И если не получается поехать куда-то далеко, то исследую то, что находится рядом. Германия разнообразна, и практически в каждой земле страны можно найти какую-нибудь удивительную историю, укрывшуюся от любопытных глаз среди древних развалин или стен старинного монастыря, а может быть, и в залах до сих пор прекрасно повсеместно сохранившихся замков и крепостей. Просто надо уметь видеть и слышать, и хоть чуточку обладать фантазией. И тогда самое маленькое путешествие, даже вблизи собственного дома, подарит незабываемые впечатления и, может быть, замысел для новой книги.
– Верите ли вы в судьбу? Ваша жизнь протекает по уже написанному кем-то сценарию или вы сами сочиняете свою судьбу? Какова роль случая в вашей жизни?
– Мне кажется, вся моя жизнь – стечение самых разных обстоятельств. Я никогда не знаю, что будет через год или два. И мне это нравится. Это интересно.
– Каждый человек в какой-то период своей жизни задумывается, для чего он пришёл в этот мир. В чём вы видите смысл своей жизни?
– Да, правда, задумывается. Иногда я себя ловлю на мысли, что еще так мало всего успела. У меня нет удовлетворенности настоящим. Мне кажется, все то, что мы делаем, имеет не только перспективу, но и с нашей помощью, моей в том числе, может стать чем-то глобальным. И мой смысл жизни это глобальное выстроить.
– Какого человека вы можете назвать своим другом? А кого исключаете из круга своего общения? Почему?
– Я придерживаюсь правила, что настоящих друзей не может быть много. Хороша пословица «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», но в данном случае сто друзей – это, скорее всего, те, к кому ты хорошо относишься и у которых сам заслужил уважение и доверие. И все-таки, это не совсем те друзья, которые должны быть у человека в моем представлении. Для меня первыми и верными друзьями стали, прежде всего, члены семьи. Кого я могу исключить из круга общения?.. Это, вероятно, происходит на подсознательном уровне, если мне кто-то не приятен, я просто стараюсь с ним не общаться.
– Какие качества в людях привлекают? А какие раздражают и отталкивают?
– В людях меня привлекает, прежде всего, данность слову и выполнение обещаний. И обратное – необязательность – вызывает антипатию.
– Как вы понимаете, что такое свобода? Что такое «свобода» для вас?
– Для меня свобода – это свобода в душе и мыслях. Есть такая категория людей, которые при допущении видимой свободы в отношениях, своего партнера все-таки пытаются контролировать. При этом они и сами могут не осознавать, что нарушают границы допустимого. Попытка проникновения в мысли в любую минуту ужасно угнетает. Для таких «надзирателей» все четко и предельно ясно – человек не только совершает поступки, но и каждую минуту, секунду о чем-то думает, а вдруг думает о чем-то тайном?.. И эта навязчивая идея узнать, о чем молчит собеседник – отнимает у того свободу. А ведь так хорошо иногда просто посидеть и «ни о чем» помолчать рядом с тем, к кому испытываешь симпатию. И это настоящее чудо, когда ты волен не только поступать, но и молчать «по-своему», не отчитываясь за мысли или их отсутствие. Здорово, если мало кому довелось такой надзор на себе испытать…
– Что для вас любовь? Какова роль любви в творчестве человека?
– Любовь – важная составляющая в жизни человека. Но любовь бывает разной: нежной, бесшабашной, головокружительной, злой и эгоцентричной. Есть любовь по отношению к мужчине, матери, ребенку, к Родине или же собаке и кошке, например. Если ты никого не любишь и тебя никто – ты одинок и, на мой взгляд, несчастен. Важно найти свою вторую половинку, которая придаст смысл жизни и наполнит будни светом.
Есть такое мнение, что творец должен быть голодным и одиноким – только тогда получаются шедевры. Может быть… не буду отрицать. С другой стороны, мне кажется, что такие шедевры, если и получаются, то у единиц. Кроме того подобное творчество несет в себе ту самую негативную информацию и разрушающую силу, которая на такой момент жизни присутствует в душе его создателя. Мы можем восхищаться образом, картиной, слогом, но при этом где-то внутри «тонкая натура» будет ощущать дискомфорт. И в то же время произведения, написанные в моменты просветлённых минут, на мой взгляд, несут в себе позитив и тем, кто с данным произведением искусства соприкоснулся. Оно радует и приносит умиротворение.
– Какая концепция искусства вам ближе: искусство как удовольствие, как образ жизни, как воспитатель людей или что-то другое?
– Искусство для меня одна из составляющих жизни. Жизнь вне искусства слишком бедна.
– Давайте в конце разговора поговорим о том, что для вас совесть? Счастье? Подлинность? Верность себе? Добро? Душа?
– При упоминании «совести» сразу в памяти всплывают слова писателя Николая Островского из романа «Как закалялась сталь»: «Самое дорогое у человека – это жизнь. Она дается ему один раз, и прожить ее надо так, чтобы не было мучительно стыдно за бесцельно прожитые годы, чтобы не жег позор за подленькое и мелочное прошлое…» Вот это и мой девиз.