Обретая своё лицо
Всего лишь несколько лет назад в литературе прозвучало новое имя – Тома Блюм. Кто она и откуда?
Живет и издается в Германии, занимается бизнесом и общественной деятельностью, и по признанию писателя – любит жизнь во всех ее проявлениях.
Хехинген, Тюбинген, Сигмаринген, Синделфинген, Штутгарт – неполный перечень тех немецких городов, по которым совсем недавно прошло турне писателя с творческими презентациями и выступлениями перед публикой. Вот уже несколько лет книги Томы Блюм выставляются на различных литературных фестивалях Европы, были представлены и на одной из крупнейших книжных ярмарок Германии – Лейпцигской.
Отрадно осознавать, что несмотря ни на что, интерес к русскоязычной литературе в Германии все-таки есть. А доказательством тому, например, может служить то, что, познакомившись с книгами на Лейпцигской книжной ярмарке, спустя всего лишь несколько месяцев, после детального изучения текстов писателя, немецкое издательство Novum заявило о желании приобрести права на переводы книг Томы Блюм и представить их немецкоязычным читателям.
О том, как писатель пришла в мир литературы, у Томы Блюм поинтересовался наш корреспондент.
– Когда-то, еще в России, я пыталась найти свое место «под солнцем» и собственное «Я». Но трудные времена, заставляющие не жить, а выживать, порой доводившие до отчаяния, в какой-то момент все чаще стали приводить к желанию убегать от реальности, погружаясь в мир иллюзий. Тогда мне казалось, что именно там, а не наяву, жизнь реальна. Я не любила утро, потому что вместе с ним надо было возвращаться и вновь ощущать неприглядную действительность.
В те времена на экранах телевизоров стали появляться зарубежные «мыльные оперы» – для меня, как и тысяч многих русских людей, это тоже в какой-то мере стало своего рода отдушиной, возможностью забыться и уйти в другую, красивую историю, в которой нет места обыденности. Но в какой-то момент я поняла, что не могу и не хочу жить вне реальности, наблюдать за чужой жизнью, восхищаться поступками других людей в то время, когда собственная жизнь проходит стороной. Если я не хочу быть просто наблюдателем, значит, я должна что-то для этого предпринять. Может быть, именно тогда я вычеркнула из жизни все, что связано с кино и телевидением. Как бы талантливо не работали актеры, они играли чужую жизнь, по чужим сценариям. Мне было жалко себя и тех, кто мог примерять лишь маски. Мне хотелось познать, что такое есть настоящая жизнь, и какая она. То, что она должна быть моей и только моей – это было безоговорочно.
Оказавшись в Германии, наконец-то я научилась побеждать комплексы и раскрепостилась. Я смогла выражать, не прячась за красивые и витиеватые слова, мысли, ощущения и эмоции. Мне до сих пор жаль тех людей, которые и сегодня занимаются самообманом. Они на всех углах трубят, что могут говорить правду и выражать истинное свое отношение к жизни, ничего не стесняясь и не оглядываясь на того, кто сзади. А на самом деле, копнув глубже, ты видишь комплексы и очередную маскировку. Но вероятно, что многие к этому просто привыкли и данное не замечают, не представляя, что все может быть иначе. Игра, игра и еще раз игра – на публике, перед коллегами, партнерами и даже перед собой. Мне иногда хочется крикнуть: Люди, что вы делаете?! Вы не живете, вы прозябаете, вы тратите драгоценные минуты собственной жизни НИ НА ЧТО! У вас нет времени задуматься о смысле бытия, нет времени уделить внимание близкому и нуждающемуся в этом человеку, вы разучились говорить важные слова ВОВРЕМЯ!
И вот он – мой ДЖИН вылетел из бутылки. Я сегодня мыслю, пишу и говорю, – и понимаю, что могу больше. Могу не только для себя, но и для других. Мне нравится строить отношения, познавать новое, реализовывать разнообразные проекты. Но я не терплю фальши ни в тех же отношениях, ни в работе. Если так, то я ухожу ПЕРВАЯ…
У Томы Блюм вышли несколько книг: «Без лица», «Змея подколодная» и «Безумству храбрых посвящается…»
О чем же пишет Тома Блюм? Слово Анатолию Сигалову, литератору, искусствоведу, члену Международной гильдии писателей (Германия).
Тома Блюм. «Без лица». Роман. Издательство STELLA, 2011.
Обретая своё лицо
Книжная полка детективов пополнилась ещё одним. Писатель Лада Баумгартен (литературный псевдоним Тома Блюм) испытала себя в новом для неё жанре и представила на суд читателей криминальный роман «Без лица». Она рисковала при этом, потому что выбор детективной литературы сейчас просто огромен, к тому же английские психологи утверждают, что чтение популярных детективов занятие сколь увлекательное, столь и опасное, так как человек, погруженный в чтение, перестает адекватно реагировать на окружающую обстановку. С этой точки зрения роман «Без лица» не просто опасен, а очень опасен, потому что шокирующий сюжет и интрига этого детектива захватывают читателя с первых и до финальных страниц. Автор рисковал, но выиграл: ею написана незаурядная вещь, которой не суждено затеряться в массе своих многочисленных собратьев по жанру.
Писатель справедливо назвала свое произведение «авантюрным романом», но можно добавить в этом случае «женским», потому что основная сюжетная нагрузка ложится на хрупкие плечи трех героинь романа, чьи переживания и поступки составляют основу действия – женщины-преступницы, женщины-криминалиста, женщины-жертвы... Роль мужчин здесь хотя и значительна, но сугубо функциональна. И все же это детектив, построенный по всем драматургическим законам жанра, заставляющий читателя самостоятельно распутывать интригу и искать выход из лабиринта сюжета, а там, где законы жанра заканчиваются, начинается действие, какое мы зовем криминальным боевиком. Как в кино. Кстати, роман впечатляет и зрительно, так что действие его вполне можно было бы перенести на экран.
Итак, детектив – написанный в хорошем стиле, хорошим литературным языком, который становится все более уверенным и образным по мере нарастания напряжения в повествовании – страница за страницей.
Какой итог может получиться от людской наивности? Мир постоянно меняется и человек обязан следить за его переменами и уметь выживать. Неспособность ориентироваться в жестокости нашего мира сыграла дурную шутку с героиней романа. Юля, девушка весомых достоинств, мечтает покорить Москву. Жизнь в родном провинциальном городе ее угнетает, хотя у нее есть авторитет, есть жених из обеспеченной семьи и уготовано вполне безоблачное будущее. Но такая программа не устраивает юную мечтательницу. Юля хочет стать супермоделью. Да. Она красива, уверена в себе и готова к успеху. Она видит себя в лучах софитов на подиумах столицы, на обложках гламурных журналов, в богемном столичном обществе... Другая жизнь! Конечно, «другая жизнь», – ведь Юля ещё не знает ее жестокой изнанки. И вот она, не сказав никому ни слова, тайно уезжает из родного города.
А «другая жизнь» встретила ее уже в поезде, в лице милой, располагающей к себе молодой женщины, которой Юля тут же выложила свои планы на будущее. Женщина была очарована и поражена красотой провинциалки, а особенно ее необыкновенным сходством с настоящей московской суперзвездой Анной Самохваловой...
Исчезновение Юли вызвало немалый переполох в ее семье. Видя, как страдает жених пропавшей красавицы и что от него никакого толку, его мама, Нина Андреевна Соколова, умная и энергичная женщина, да к тому же следователь по особо опасным преступлениям, сама решительно отправилась на поиски девушки...
Супермодель, звезда подиумов, рекламных журналов и московского бомонда Анна Самохвалова вела напряженную и распутную жизнь, к которой, кстати, необдуманно и стремилась наша провинциальная героиня. Выступления, интервью, подиумы, съёмки, снова встречи, снова съёмки, наркотики, алкоголь, сумасшедшая и беспорядочная интимная жизнь, частые истерики, нервные срывы – словом, Анна стала законченной гламурной стервой, что перестало в конце концов устраивать тех, кто делал на ее имидже большие деньги. Вывод: «эту дрянь» нужно было как-то убрать со сцены, сохранив ее знаменитый имидж...
С этого момента судьбы героинь загадочно переплетаются, возрастающее напряжение событий превращает тонкую нить сюжета в стальной трос высоковольтной линии электропередач. Романтику вытесняет криминал со всеми атрибутами жанра: преступления, шантаж, перестрелки и преследования, падшие женщины и сверкающие подонки, убийцы и жертвы. Действие происходит в нескольких странах. В романе много смелых эротических сцен, описанных в меру художественно и без пошлой экстравагантности, которая погубила бы уверенность в том, что эти сцены необходимы сюжету.
Вызывает уважение и блестяще показанная аналитическая работа криминалистов Щербакова и самой Нины Андреевны, мамы жениха, – совсем не суперменов, а умных и проницательных людей, готовых всегда прийти на помощь попавшему в беду человеку. И вообще, несмотря на все хитросплетения сюжета, главным в романе является именно поток рассуждений и поступков героинь, который не только помогает нам, читателям, «обнаружить» преступника, но и им самим решить свои собственные проблемы. Понимаю, что в наше просвещённое время, когда читатель избалован разнообразными сюжетными «твистами», и самые проницательные разгадают тайну романа, может быть, задолго до финала, однако это никак не испортит впечатление от его увлекательности и непредсказуемости.
Очевиден и нравственный смысл романа «Без лица». В том, как живут и действуют его персонажи в том мире, куда попадает Юля – с алчностью, безжалостным цинизмом и полным безразличием к человеческой жизни – есть проблема «высшего света» в обществе странного российского капитализма, в книге эта мысль идет рефреном. Но это детектив и в нем нет никакого морализаторства, есть только проблемы – разрешимые и неразрешимые, есть вопросы, не понятые или понятые слишком поздно. Трудно жить в обличье другого человека и не испытывать дискомфорта. «Ты есть лишь то, что есть на самом деле!..» – помните гётевского Мефистофеля? Наша жизнь сложна и легкого успеха в ней не бывает, за все нужно платить. У человека есть единственный способ выжить в обманчивом и жестоком мире мишурного блеска и богатства, от которого у наивных провинциальных девочек часто кружится голова и в который они рвутся любыми способами, – это остаться самим собой или, отказавшись от рассыпанных перед тобою соблазнов, сделать попытку вернуться к себе, обретая своё лицо. Не новая мысль. Как не новы, впрочем, и некоторые ситуации в сюжете – они кажутся очень знакомыми... Но почему же так тянет к книге, так захватывает чтение её до самого конца? Ещё одна загадка романа.