ПЕСОК, ВОДА И РУКИ МАСТЕРОВ
Песчаная скульптура в качестве одного из современных видов искусства имеет свою, хоть и не очень давнюю историю. Доподлинно известно, что первые чемпионаты, а потом и фестивали песчаных фигур прокатились по миру лет сорок назад. В настоящее время они пользуются популярностью более чем в 100 странах мира. В Европе фестивали песчаных фигур стали неотъемлемой частью культурной жизни и туристического бизнеса. Вначале лета во многих странах и городах появляются большие и маленькие песочницы, в которых не прочь «поиграть» взрослые дяди и тёти, соорудив НЕЧТО, чем можно удивить и даже восхитить мир.
На сегодняшний день Бельгия одна из стран, где проходят самые интересные песчаные скульптурные выставки, которые объединяют наилучших профессионалов со всего мира. Массово они проводятся в июле-сентябре и всегда собирают тысячи зрителей. Выставки могут из года в год менять «прописку» или возрождаться на том же месте, но интерес к ним никогда не ослабевает. Ведь тематика не повторяется, а организаторам и скульпторам мастерства и фантазии не занимать. Но если раньше песчаные фантазии появлялись на побережье у самого Северного моря, то теперь они добрались и в глубь страны.
Уже третий год подряд песчаных дел мастера собираются в бельгийском городке Ломмел, что в провинции Лимбург. Первый фестиваль песчаных фигур прошел здесь как пробный, перекочевав из морских пляжей на отдалённую сушу. Эксперимент удался, и результаты превзошли все ожидания организаторов - выставку посетили более 100 тысяч человек. Два сезона фестиваль обитал в живописной окраине, где уже сама природа создавала настроение для просмотра. А вот в этом году он изменил прописку и переселился в самый центр города, став более доступным для посетителей в плане расположения и цены на билеты. И хотя песчаные скульптуры оказались зажатыми среди городских зданий, но это придало им только монументального величия.
Каждый год у фестиваля новая тема, поэтому он не только не теряет популярности, но привлекает все больше и больше публики. Вместе с персонажами песчаных композиций зрители в разные годы путешествовали в мир сказок, лицезрели чудеса света, а в этом сезоне окунулись в историю древнегреческих мифов. Уже стало хорошей традицией, что устроители Ломмелского фестиваля приглашают в команду песчаных дел мастеров из России. Среди участников из Польши, Голландии, Германии и Бельгии – русское представительство в этом году было самое многочисленное. Впрочем, ребята из Екатеринбурга, которые трудились здесь кто второй, а кто третий сезон, сообщили, что русские всегда доминировали в ломмелской «команде» и активно трудятся в других городах страны.
Иван Голубев. - В этом году наша русская команда состояла из 12 человек. Правда, за несколько дней до открытия ломмелского фестиваля, половина ребят уехали помочь своим коллегам во франко-говорящую часть Бельгии. Там в парке развлечений Plopsa Coo готовили выставку сказочных персонажей plopov-гномов. Новичков среди нас нет, каждый из ребят - профессионал в своем деле. У многих солидный опыт работы в разных странах мира и не только с песком, но и со льдом. В Бельгию и Голландию представителей екатеринбургской школы всегда приглашают с удовольствием. Так что мы уже здесь как свои. Еще хорошо известны представители Московской и Красноярской школ, они входят в число лучших в мире скульпторов по песку и льду.
И это правда. Русских скульпторов бельгийский архитектор Виктор Ван ден Враембусше присмотрел, когда готовил свой первый проект.
«Они очень тонко чувствуют и материал, и форму, всегда готовы на небольшую импровизацию не отходя от темы. Правда, во время общения иногда возникали языковые сложности, но от слов переходили к жестам и даже к рисункам на песке. В итоге – полное взаимопонимание.»
Сергей Заплатин. – Все ребята из нашей команды работают «на песке» не первый год, так что сработаться нам было не трудно. Кроме того, все живем в одном городе Екатеринбурге и являемся выпускниками Архитектурной Академии.
В Бельгии нравится все, кроме погоды. Она, иногда, преподносит неприятные сюрпризы. Был случай, когда после очередного ливня несколько дней работы просто «съехали» на глазах. Не обошлось без крепкого словца, но пришлось начинать все заново. Такое случается – издержки профессии /улыбается/.
Денис Беспалов /в команде работает вместе с братом Максимом/. – Фигуры делаем все вместе, распределения труда, как такового не существует. Нам предлагают рисунки будущих скульптур, но в рамках заданной темы наша свобода не ограничивается. Главный инструмент – руки /мастера/, но не обходится без мастерков, петель, мастихинов и, конечно же, лопат. И как не странно будет звучать, но наше мастерство не идет к вершинам, а заканчивается у подножья /фигуры начинают делать с макушки/.
Как только попадаешь в царство песчаных скульптур сразу, возникает не только восхищение, но и боязнь, что хрупкие песчаные статуи могут рассыпаться.
Евгений Билан. – Чтобы фигуры сохранились, их покрывают раствором клея ПВА. Это будет защитой от дождя, но покрытие время от времени нужно возобновлять. Песчаные скульптуры боятся не только дождей и ветра, но и птиц. Чтобы пернатые их не поклевали, к скульптурам прилаживаются металлические «ушки- отвлекалочки» - своеобразные стрежни, похожие на антенки. Для «низкорослых» фигур это не обязательно. Но вот, скажем, для Гомера, который является самым представительным из всех сюжетных персонажей нынешней выставки, это просто необходимо. А то птицы и правда заклюют, и он может остаться без головы в прямом смысле этого слова.
За несколько дней из песка можно соорудить то, над чем из камня работать надо подчас несколько лет. Правда, эти творения недолговечны – им отпущено всего два-три месяца, до закрытия выставки.
Александр Сильницкий . – Песок - один из самых сложных для работы материалов, по сравнению с камнем и льдом, но и самый благодатный. Результаты работы уже видны за несколько часов. Для того чтобы строить скульптуры из песка не обязательно иметь специальное образование, а вот отличное здоровье просто необходимо. /Александр единственный в команде скульптор по образованию, все его коллеги – архитекторы./ Перелопатить за сезон /два месяца/ приходится немало, ведь бывает, что каждый делает до 24-х сюжетных скульптур. Вся работа как курьез, творчество и иллюзия одновременно. Ведь творения не долговечны и остаются только в фотографиях и воспоминаниях.
Елена Яхненко